На главную страницу Написать нам Добавить сайт в избранное
На главную страницу
На главную страницу
рус eng
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
НОВОСТИ
ПРЕСС-ЦЕНТР
КОНСУЛЬТАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОПРОСЫ
РЕЙТИНГИ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ
найти

РААС о легализации онлайн продажи лекарств на Форуме "Интернет+Торговля"

 

Продажи алкоголя, лекарств, ювелирных изделий и других товаров особых категорий онлайн обсудили на форуме «Интернет+Торговля»  

Как продавать алкоголь онлайн? Как защитить курьера, который везёт покупателю бриллиантовое ожерелье? Как обеспечить нужными лекарствами маломобильных граждан, которые не могут сами ходить в аптеку? Эти и другие проблемы представители ведомств и эксперты обсудили на форуме «Интернет+Торговля», организованном Институтом развития интернета.

Как отметил на открытии форума Леонид Левин, рынок интернет-торговли в России по итогам 2015 года составил 640 миллиардов рублей. Эта сфера продолжает расти, в то время как рынок офлайн-торговли из-за кризиса упал на 13%. 

Леонид Левин
ДЕПУТАТ ГОСДУМЫ РФ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ, ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ И СВЯЗИ

«Торговля – одна из основных сил, двигающих интернет-отрасль, наряду с коммуникационными сервисами. Удобство и возможность совершения бесконтактных покупок в любое время дня и ночи привлекает всё больше клиентов. Более того, в условиях кризиса интернет-торговля позволяет россиянам сэкономить, так как в онлайне цены, как правило, ниже»

Неудивительно, что предприниматели хотят как можно быстрее приобщиться к интернет-торговле. Конечно, свои проблемы возникают при торговле товарами самых разных категорий, но, больше всего, госрегулирование коснулось продажи алкоголя, лекарственных препаратов и ювелирных изделий, так называемых«особых групп товаров».

«У нас есть три проблемы в России: продажа в интернете алкоголя, продажа лекарственных препаратов и продажа драгоценностей», — саркастично заметил глава АКИТ Алексей Фёдоров, открывая секцию «Дистанционная торговля особыми группами товаров». 

Лекарственные товары

Первым делом обсуждение коснулoсь тех товаров, которые можно смело называть жизненно необходимыми: лекарственных средств.

Нелли Игнатьева
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АССОЦИАЦИИ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ

«Отрицать то, что в интернете уже есть лекарства, мы не можем. В России сегодня можно заказать онлайн любой лекарственный препарат, в том числе недоступный легально на территории РФ. Важно найти, как этот рынок сделать легальным, и как его регулировать»

Нормативно-правовое регулирование особенно актуально, когда речь идёт о продаже лекарств. Уже введены в действие законодательные нормы о том, чтобы закрывать доступ к сайтам в досудебном порядке, которые нелегально продают лекарственные средства. Эти нормы действуют уже год, но практических результатов они не приносят: до сих пор не закрыто ни одного нелегально работающего сайта по продаже лекарств.

При продаже медикаментов очень важно соблюдать принцип «не навреди», подчеркнула Игнатьева. Лекарства — тот товар, который должен отпускаться из рук провизора или фармацевта, который может проконсультировать покупателя перед продажей. При этом онлайн-продажа лекарств необходима как инструмент дополнительной социальной помощи гражданам, которым сложно передвигаться.

«Могут ли это быть все препараты? Нет, потому что есть определенные препараты с особыми правилами учёта, например, сильные наркотические обезболивающие препараты, — заявила Нелли Игнатьева. — Но часть из лекарств уже должна отпускаться онлайн».

Александр Калиниченко
ДИРЕКТОР МОСКОВСКОГО РЕГИОНА КОМПАНИИ «КАТРЕН»

«Потребление лекарства — это не потребление продукта питания или гаджета. Вряд ли кто-то ест лекарства для того, чтобы наесться и получить удовольствие. Здесь есть три фактора: врач, фармацевт и сам препарат, и важно, чтобы современные технологии лучше связывали эту фразу, а не разделяли.

Врач должен взаимодействовать с интернет-площадкой по продаже лекарств через использование для продажи на ней рецептов, назначений врача. Фармацевт должен быть тем, кто доставляет товары. Движение лекарства от производителя к конечному потребителю было в прозрачной схеме, чтобы не продавать лекарства сомнительного происхождения»

 

По мнению Олега Прусакова из Роспотребназдора, проблема с онлайн-торговлей товарами особых групп связана с тем, что в законодательстве прописаны требования, которые можно соблюсти при офлайн-торговле. Для того, чтобы торговать ими в интернете, необходимо изменить эти требования — в этом случае, в законе даже не понадобится напрямую говорить о разрешении продаж онлайн.

На сегодняшний день остается открытым вопрос о том, как это будут контролировать, рассуждает Прусаков. «Лекарственные препараты должны оставаться под контролем государства. В аптеку можно прийти и проконтролировать продажи, а что делать с курьером? Как за ним ездить?»

Сегодня Роспотребнадзор готовится к сокращению перечня товаров, запрещенных к продаже дистанционным способом: эта тема обсуждается с экспертами, а на следующей неделе в ведомстве проведут анализ собранных сведений и направят обращение в правительство. Речь идёт именно об изменении нормативной базы, уточнил Прусаков.

Ювелирные изделия

Продажа ювелирных изделий через интернет напрямую не запрещена в России: существуют компании, которые легально этим занимаются. Тем не менее, и у бизнеса, и у покупателей возникает множество вопросов к законодательному регулированию этой сферы.

Еще в 1992 году Борис Ельцин подписал указ, ограничивающий дистанционную продажу многих продуктов. В их число вошли и «драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них», объяснил Станислав Никольский, компания «Бронницкий ювелир». «Мы планируем доказать, что это касалось именно технических изделий, и закон этот был подписан, чтобы препятствовать незаконному обороту драгметаллов. Думаю, мы вскоре победим эту историю», — заключил он.

По большому счету, запрета продажи ювелирных изделий в РФ никогда не было, подчеркивают представители отрасли. Неправильное толкование указа президента составило ложное мнение, что она попадает под запрет. На самом же деле закон о драгметаллах это не запрещает. «Из-за этого ювелирное сообщество достаточно оптимистично смотрит на решение нашей проблемы», — говорит Никольский.

Прусаков также отметил, что не видит никакой проблемы, которая делала бы именно ювелирные изделия большей проблемой, чем другие категории товаров.

Главные сложности с продажей драгоценностей онлайн — высокая цена изделий и вероятность подделки. Обе проблемы участники рынка решают. «Средняя цена ювелирного изделия, которое покупают в розничных точках — 10 тысяч рублей, а максимальная — 700 тысяч. Но телевизоры тоже могут стоить 600 тысяч, 700 тысяч, 1 миллион рублей, а их все равно спокойно доставляют», — отметил директор по электронной коммерции компании «Адамас» Алексей Ручкин.

Алексей Ручкин
ДИРЕКТОР ПО ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ КОМПАНИИ «АДАМАС»

«У нас есть собственная служба курьеров, которая обеспечивает защиту от подделок — таких ситуаций до сих пор не было. Если же мы работаем с другой службой доставки, то заказ упакован в секьюрпак, и здесь гарантией является наша репутация. Если клиент не уверен, что ему предложили, можно сделать независимую экспертизу. Коллеги подтвердят, что раскрепить камень и заменить его на поддельный практически невозможно без видимых повреждений»

Алкогольная продукция

В отличие от драгоценностей, продажа алкоголя сильно регулируется и в офлайне: по возрасту покупателя, по времени суток. Это препятствует выходу легальных продаж спиртных напитков в сеть. По мнению Олега Прусакова, это совершенно правильно.

Олег Прусаков
НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

«Дистанционных продаж алкоголя не должно быть ни больших, ни маленьких. Если кто-то хочет заказать бутылку вина себе домой — это его проблемы. Есть много других важных моментов, которые надо соблюдать. Это возрастные ограничения, это ограничения по времени. Здесь рисков для потребителя слишком много. Опять же, возникает риск идентификации курьера. Кроме того, если есть риск, что бриллиантовое колье за 700 тысяч подменят, то бутылку вина подменить еще проще»

Представитель алкогольной промышленности по имени Алексей высказался из зала: он отметил, что именно сложность администрирования онлайн-продаж алкоголя является главным аргументом противников дистанционной торговли спиртными напитками. «С другой стороны, мы все знаем, что алкоголь — это тот продукт, который имеет акцизные марки на каждой бутылке. С 16 июля любая розничная продажа алкоголя будет требовать сканирования марки, по которой можно проследить путь каждой бутылки до конечного потребителя». Так почему бы, понимая, что этот рынок сквозной и подлежит полному контролю, не воспользоваться этой возможностью, предложил он.

Как ответил ему Олег Прусаков, в этом направлении уже делаются первые шаги. Сейчас уже маркируются шубы, есть намётки для того, чтобы расширить эту продукцию, добавить в перечень и алкоголь, и лекарственные средства, и т. д. «Возможно, эта маркировка алкоголя тоже будет способствовать продаже такой продукции в интернете», — предположил представитель Роспотребнадзора.

Помимо этих трех особых категорий товаров, есть и другие, более мелкие. Так, DIY-отрасль в России просит внести поправки в уголовный кодекс и отменить статью за сбыв отмычек. В США или в Англии можно без проблем приобрести онлайн отмычки для любых замков. Однако, если заказать такую отмычку в Россию, можно столкнуться с серьезным наказанием. 

Другая категория, как и алкоголь, не подходящая для продажи несовершеннолетним — интимные товары. Однако продажу товаров для взрослых в интернете не ограничивают так, как продажу спиртного. «По крайней мере, я ни разу не видел документов, в которых было бы дано поручение рассмотреть этот вопрос. Не знаю, почему так. Мы исходим из того, что необходимо бизнесу. Может, Mинздрав и может сказать, почему эти товары надо ограничивать, но мы не рассматривали такой вопрос», — отметил Кирилл Емельянов, заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития.

Подводя итоги обсуждения, Нелли Игнатьева резюмировала: интернет-торговлю товарами особых категорий она рекомендует разрешить, а другие ограничения оставить такими, какие они есть сейчас. «Интернет-продажа медикаментов законным способом — основное средство борьбы с теневым бизнесом в этой сфере», — добавил Александр Калиниченко.

«Если есть разумные ограничения с понятными целями и задачами, то, понятно, они останутся. Если они не очень разумны и тормозят развитие, в том числе на экспорт — будем их менять», — заключил Кирилл Емельянов. 

 

Источник: theRunet.ru 

архив пресс-центра

Наш телефон
(495) 797-90-36 inforaas@mail.ru

Являемся членами ТПП РФ Платиновая унция

Об ассоциации / Участники / Проекты / Документы / Наш клуб / Как стать участником / Инспекторат

Copyright 2005 “РААС”. Все права защищены

Сайт разработан
www.PROREKLAMY.ru