На главную страницу Написать нам Добавить сайт в избранное
На главную страницу
На главную страницу
рус eng
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
НОВОСТИ
ПРЕСС-ЦЕНТР
КОНСУЛЬТАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОПРОСЫ
РЕЙТИНГИ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ
найти

На перекрестке трех дорог: Нелли Игнатьева о росте цен на лекарственные препараты

 

К регулированию цен на лекарства предлагаются диаметрально противоположные подходы

На фоне снижения доходов населения разговор о ценообразовании на лекарственные препараты приобретает особую остроту. Президент РФ Владимир Путин поручил ФАС провести анализ цен на ЛП, а губернаторам и мэрам регионов взять под контроль лекарственное обеспечение. Помимо этого правительство поручило Минздраву проработать вопрос о ценах на медикаменты, включенные в Перечень ЖНВЛП для стимулирования локализации их производства в России. Тем временем эксперты спорят о том, как удержать рост цен и нужно ли вообще это делать. Предлагаются три варианта: сдерживать рост цен, сделать дешевые препараты бесплатными или, наоборот, отпустить на них цены.

В каких изменениях нуждается система ценообразования на лекарства?

Директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения Москвы Давид МЕЛИК-ГУСЕЙНОВ:

— За последний год — с июля 2015 г. по июль 2016-го — практически все социологические опросы свидетельствуют о том, что люди стали экономить на лекарствах. Подобное происходит впервые за всю новейшую историю России, ведь даже в кризис 1998 г. и в другие сложные экономические времена спрос на лекарственную продукцию только повышался.

Если говорить о ценах, самым устойчивым сегментом остается Перечень ЖНВЛП. На эти препараты цены за последние полгода выросли на 0,8%, что для населения осталось практически не замеченным. А вот на лекарства, не входящие в эту категорию, рост цен составил 8%.

Еще одна тенденция: препараты из нижнего ценового сегмента стали пропадать с рынка, производить их невыгодно. Это следствие одной большой нерешенной проблемы общенационального масштаба — ЛП для амбулаторного лечения население покупает за свой счет. Что нужно сделать, чтобы дешевые медикаменты остались в системе лекарственного обеспечения? Единственное, на мой взгляд, решение — сделать их бесплатными для граждан, а расчет государства с фармпроизводителями осуществлять через страховые и бюджетные фонды.

Первый зам. председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Александр ТАРНАВСКИЙ:

— В последнее время предлагаются противоположные подходы — либо проиндексировать цены на лекарства, либо, наоборот, отпустить их «в свободное плавание». Но сегодня 40% россиян признаются, что у них не хватает средств на лекарства и предметы первой необходимости, в регионах люди живут на доход 10—20 тыс. руб. Поэтому нужно не просто держать цены на каком-то уровне, а снижать. Я поддерживаю предложение сделать лекарства бесплатными — речь идет о продукте, который не является предметом роскоши.

Конечно, фармпроизводители тоже не могут работать в убыток. Бюджет должен их субсидировать, но только в том случае, если они докажут, что денег им действительно не хватает. Просто взывать к патриотизму бессмысленно, необходимо применять экономические рычаги.

Академик РАН, проф., докт. мед. наук, заслуженный деятель науки России Сергей КОЛЕСНИКОВ:

— Часто можно слышать разговоры, что нижний ценовой сегмент резко вырос — «аж на 10 рублей, а это — представляете — целых 20%!» И поэтому надо «давить нашего производителя». Нет, так дело не пойдет. Нижний ценовой сегмент вообще не должен регулироваться как таковой.

О ценовом регулировании лекарственного рынка мы говорим многие годы, с тех времен, когда надбавки были одинаковы для дорогих и дешевых препаратов и, разумеется, выгоднее было торговать дорогими лекарствами. Только недавно Дмитрий Медведев провел правительственное совещание и дал поручения, которые мы просили реализовать еще шесть лет назад. Но пока нет системной работы в этом направлении, никакого снижения роста цен быть не может. А заморозить цены — значит, остановить индустрию.

Первый зам. председателя Комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, детей и материнства Павел СЫЧЕВ:

— За последние несколько лет появились серьезные успехи в мониторинге цен на продукты питания. Но по лекарствам я пока эффективного инструмента контроля над ценами не вижу. Сомневаюсь, что Минздрав и главы субъектов могут реально контролировать цены в регионах. Минздрав перекладывает ответственность на руководителей регионов, а те адекватных итоговых результатов не предоставляют. Поэтому только привлечение общественных организаций, которые профессионально работают в этой сфере, даст нам объективную картину.

Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли ИГНАТЬЕВА:

— Мы выступали за отмену регулирования стоимости препаратов нижнего ценового сегмента еще в 2008 г. Причем, я имею в виду препараты даже не до 50 руб., а до 100 руб. Уверена, если бы тогда к нам прислушались, сегодня на эту проблему смотрели бы иначе.

Да, все видят рост цен на самые разные товары. Но если мы сравним рынки народного потребления, цены на лекарственные препараты растут меньше, чем в других сегментах. Правда, при этом на российские медикаменты цены растут гораздо большими темпами, чем на зарубежные. И конечно, больно признавать, что люди стали экономить на лекарствах.

Свыше 600 наименований, которые входят в список ЖНВЛП, — это действующие молекулы. А самих лекарств около 3 тыс. Здесь важно, чтобы пациент знал: врач выписывает действующее вещество, а дальше, когда он придет в аптеку, ему стоит поинтересоваться, какие именно препараты каких производителей и по каким ценам там есть. Цена в конкретном случае может разниться от 3 до 300 руб. И если пациент будет выбирать препараты исходя из своей платежеспособности, он тем самым будет инициировать спрос на них, а мы как рынок ответим, чтобы эти лекарства на рынке были.

Профессор, председатель Московского городского научного общества терапевтов Павел ВОРОБЬЕВ:

— Задача номер один — обеспечить людей лекарствами. А у нас почему-то больше говорят об интересах производителей и их субсидировании. О ком и о чем угодно, кроме пациентов.

Система во всем мире так устроена, что аптека получает деньги за услугу, а не за лекарство. Никаких торговых надбавок в аптеках не существует, только в России они есть. То, что якобы нет денег — просто ложь, их более чем достаточно. Пример — уже много лет работает программа «Семь нозологий», мы на высочайшем европейском уровне обеспечиваем лекарствами людей. У нас покупают оборудование, которое никто в мире не может купить. И при этом — страшная результативность лечения из-за прерывания циклов. Там, где весь мир дает 80—100% излечения, мы не можем обеспечить эти цифры. Потому что нет лекарственного обеспечения, а есть базар, на котором эти лекарства продаются.

Консультант по увеличению прибыльности фармацевтического бизнеса Павел ЛИСОВСКИЙ:

— В государственной риторике, посвященной лекарственному обеспечению, в последние годы произошла подмена понятий. Нас пытаются убедить в том, что задача государства — удержание или снижение цен на лекарства. Хотя вообще-то целью государственной политики в здравоохранении является обеспечение равных условий доступа к лекарственной помощи для всех граждан. Эта цель может быть достигнута разными способами, например, бесплатной раздачей недорогих (и, возможно, малоэффективных) лекарств как можно большему количеству граждан. Такая попытка объять необъятное приведет к феномену «немного лекарственной помощи для как можно большего количества людей». Добавим сюда также отсутствие возможности выбора программы лечения для пациента.

Есть и другой путь, который утверждает, что ключевая задача государства — обеспечение условий для экономического роста в стране и роста благосостояния его населения. Это позволит гражданам самостоятельно выбирать те лекарства, которые им необходимы, а кроме того, будет способствовать развитию собственной фармацевтической промышленности.

Почему же произошла подмена понятий? Очень просто. Обеспечивать экономический рост нужно собственными усилиями государственного аппарата, а это требует знаний, умений, ресурсов, политической воли. А принуждать бизнес снизить маржу, а еще лучше продавать лекарства себе в убыток, — не требует от государственного аппарата никаких дополнительных усилий.

Попытка нерыночного удержания и снижения цен на длительном временном промежутке приводит к эффектам дефляции и стагнации рынка — одним из самых опасных эффектов в рыночной экономике. 

Источник: Фармацевтический вестник

архив пресс-центра

Наш телефон
(495) 797-90-36 inforaas@mail.ru

Являемся членами ТПП РФ Платиновая унция

Об ассоциации / Участники / Проекты / Документы / Наш клуб / Как стать участником / Инспекторат

Copyright 2005 “РААС”. Все права защищены

Сайт разработан
www.PROREKLAMY.ru