На главную страницу Написать нам Добавить сайт в избранное
На главную страницу
На главную страницу
рус eng
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
НОВОСТИ
ПРЕСС-ЦЕНТР
КОНСУЛЬТАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОПРОСЫ
РЕЙТИНГИ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ
найти

ФАС заверяет в отсутствии двойной игры

Баталии вокруг продажи лекарств в обычных магазинах, казалось, прекратились. Но, как стало известно "ФВ", Минпромторг дорабатывает проект "с учетом всех замечаний". Это не на шутку встревожило отрасль. Ведь не так давно в руки представителей фармы попал второй вариант пояснительной записки к законопроекту, где говорится совсем о других предложениях, нежели в опубликованной версии.

В частности, предлагается разрешить продажу безрецептурных препаратов в уведомительном порядке, что, по мнению фармы, является дискриминацией по отношению к аптекам. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) призывает фармобщественность успокоиться, так как никакого второго дна у законопроекта нет.

Никогда такого не было, и вот опять

Фармкомпании разочарованы. Они обращают внимание, что на regulation.gov.ru инициатива встречена негативно: более 4 тыс. голосов "против" и всего около двух десятков - "за". Значит, вопрос можно закрывать. "А иначе зачем была создана процедура регулирующего воздействия?" - задается вопросом исполнительный директор ААУ "СоюзФарма" Дмитрий Целоусов.

Но информация о том, что Минпромторг продолжает работать над законопроектом, точная. Об этом публично на бизнес-бранче "E-pharma & New Retail: что ждет фармотрасль России в 2018 году", организованном "Коммерсантом", рассказала зам. начальника отдела развития внутренней торговли Минпромторга России Марина Сеидова.

Какими-либо подробностями она не поделилась.

"О какой доработке идет речь? Десять лет об этом говорим: научное, пациентское, врачебное сообщества против. В тексте торговые организации включены практически во все статьи, а в статью, где есть требование минимального ассортимента, этих организаций нет. Минпромторг уведомил нас, что уже 900 торговых организаций желают включаться в продажу лекарств!" - воскликнула исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева.

Она обратила внимание на положения пояснительной записки к законопроекту, официально опубликованному на regulation.gov.ru, которые вызывают недоумение. Например, там говорится, что свободная реализация лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта, в торговых организациях позволит повысить уровень их доступности. "Тем самым мы впервые узнали, что у нас в стране есть проблемы с доступностью безрецептурных лекарств", - прокомментировала Нелли Игнатьева.

Не менее удивительным звучит утверждение, что закон необходим в связи со сложившейся монополией медицинских и фармацевтических организаций, имеющих исключительное право продажи лекарственных препаратов. "Я бы хотела спросить у ФАС: а что, у нас есть монополия фармацевтических организаций?" - обратилась она к начальнику Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофею Нижегородцеву.

"Мне трудно комментировать сочинение Минпромторга на свободную тему.

Пояснительная записка - это не законопроект", - ответил он. По его мнению, обсуждать проект Минпромторга бессмысленно и бессодержательно. "Мы подробно проанализировали его, он не то чтобы разрешает торговать лекарственными препаратами торговым организациям, он накладывает дискриминационную норму на них. Сейчас торговые сети имеют право получить лицензию и торговать и рецептурными, и безрецептурными лекарствами. А в проекте написано только про безрецептурные препараты. Странный законопроект, мы его смотрели и так, и эдак, но никакого второго дна там нет. Можно вообще подумать, что он был задуман в интересах аптечных сетей", - предположил Тимофей Нижегородцев.

Законодательная казуистика

В каком-то смысле представитель ФАС прав. Законопроект действительно странный. Например, в ст. 4 ФЗ № 61, где перечисляются основные понятия, фигурирующие в законе, вносится понятие торговой организации. Это организация, осуществляющая розничную торговлю продовольственными товарами, которая вправе осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку и отпуск лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта. То есть то, о чем говорил Тимофей Нижегородцев.

Однако изменения предполагаются и в ст.58.1, где перечисляются организации, которые должны вести учет лекарств, подлежащих предметно-количественному учету. То есть речь идет о сильнодействующих лекарствах, которые отпускаются только по рецепту. Сейчас такой учет должны вести производители, дистрибьюторы, аптеки и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность. Предлагается внести туда еще и торговые организации. Зачем это сделано, если торговые организации, согласно определению, должны продавать только безрецептурные препараты?

Кроме того, так и непонятно: надо ли всем торговым организациям иметь лицензию на фармацевтическую деятельность или нет. В законопроекте в отдельных статьях о такой необходимости говорится, а в других случаях сочетание "торговая организация" вставляется между словами "аптечная организация" и фразой "индивидуальные предприниматели (ИП), имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность". Но так как аптечная организация по определению должна иметь лицензию, непонятно, относится ли причастный оборот "имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность" и к торговым организациям, и к индивидуальным предпринимателям, или только к ИП.

Когда я думал, что достиг дна, снизу постучали

Кажется, что объяснить все эти противоречия невозможно. Если это только не совсем черновой вариант и где-то есть более внятный текст. Ведь, как оказалось, у опубликованной пояснительной записки есть второй вариант, так почему бы не быть и другой версии законопроекта? По словам представителей фармсообщества, у них оказалась в руках пояснительная записка, отправленная в федеральные органы исполнительной власти. В ней говорится о необходимости, кроме всего прочего, внести изменения в постановление Правительства РФ № 584 от 16.07.2009 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".

"То есть тому, кто хочет открыть аптеку, необходимо следовать правилам лицензирования. А тому, кто хочет только торговать безрецептурными препаратами, достаточно уведомить об этом. Нам кажется, что тем самым создаются дискриминационные условия для участников аптечного рынка", - отметила исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Лилия Титова. Она акцентировала на этом внимание Тимофея Нижегородцева.

А он зачитал часть законопроекта, опубликованного на официальном портале, демонстрируя, что никаких опасений возникать не должно. "Была информация, что, мол, теперь продуктовые сети получат одну лицензию и будут торговать лекарствами по всей стране. Это не так. Лицензия получается на каждую фармацевтическую торговую точку. Не надо представлять органы управления собранием неумных людей", - продолжал успокаивать собравшихся г-н Нижегородцев.

Позже в кулуарах кто-то, вполне возможно, один из представителей ФОИВов, заверял собравшихся, что не надо заниматься конспирологией и видеть везде заговор.

Какая версия событий окажется правильной, пока неизвестно. Если проект дорабатывается и правительство все-таки его направит в Госдуму, то фарме надо готовиться к следующему раунду дискуссии, когда убеждать в нецелесообразности инициативы надо будет депутатов.

 

Источник: Фармацевтический вестник, Москва, 3 апреля 2018

архив пресс-центра

Наш телефон
(495) 797-90-36 inforaas@mail.ru

Являемся членами ТПП РФ Платиновая унция

Об ассоциации / Участники / Проекты / Документы / Наш клуб / Как стать участником / Инспекторат

Copyright 2005 “РААС”. Все права защищены

Сайт разработан
www.PROREKLAMY.ru