На главную страницу Написать нам Добавить сайт в избранное
На главную страницу
На главную страницу
рус eng
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
НОВОСТИ
ПРЕСС-ЦЕНТР
КОНСУЛЬТАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОПРОСЫ
РЕЙТИНГИ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ
найти

Лекарства в супермаркетах: удобство или риск для здоровья населения

Эксперты рассказали ТАСС о преимуществах и угрозах инициативы по продаже лекарств в магазинах

Минпромторг России доработал законопроект о продаже безрецептурных лекарств в магазинах. Обновленная версия предлагает осуществлять их продажу без специальной лицензии на фармацевтическую деятельность, пишет "Коммерсант".

Эксперты говорят, что если законопроект о продаже таких лекарств в супермаркетах будет принят, то крупнейшие аптечные сети могут закрыть почти половину своих объектов. Эти аптеки находятся в непосредственной близости от продуктовых магазинов. Наиболее высок риск закрытия аптечных торговых точек в небольших городах.

Инициатива легализовать в России продажу лекарств в супермаркетах обсуждалась уже неоднократно. С одной стороны, есть успешный опыт других стран, с другой — риски, которые могут отразиться на здоровье населения. В августе 2017 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов поручил Минздраву вновь проработать вопрос о возможности реализации лекарств в магазинах. Опрошенные ТАСС эксперты оценили возможные последствия этой инициативы для потребителей и для бизнеса.

Вопрос о запуске продаж лекарств вне аптек обсуждается с 2008 года, однако за это время изменений в системе здравоохранения не произошло, напомнила исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. Профильные министерства —  Минздрав и Минпромторг, а также Федеральная антимонопольная служба (ФАС) такое начинание поддерживают. Все они сходятся во мнении, что в супермаркетах должны продаваться только те лекарства, которые отпускаются без рецепта. Кроме того, в антимонопольной службе полагают, что "продажа лекарств в супермаркетах может стимулировать развитие конкуренции в этой отрасли и привести к снижению цен на отдельные медикаменты".

Нелли Игнатьева, представляющая аптечные сети, добавляет к этому списку еще и всплеск самолечения, дефицит рецептурных препаратов и рост цен.

Западные практики

В ряде европейских стран, например, в Германии, Венгрии и Великобритании, есть успешная практика продажи лекарств в супермаркетах.

Речь идет о небольшом ассортименте — это препараты от боли в горле, обезболивающие типа ибупрофена и парацетамола, антисептики, средства от отравлений, перечисляет директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов.

По его словам, в перечне лекарств, который Минздрав уже предлагал в 2014 году, были указаны  примерно те же препараты, а также местные антигистаминные препараты (например, противозудные гели, в том числе от укусов насекомых) и местные противовирусные (например, для лечения герпеса).

Однако эксперт отмечает, что в странах, где торговля лекарствами в супермаркетах разрешена, мотивы такого решения вовсе не экономические.

"Это очень небольшой объем продаж. Дело в том, что там аптеки работают максимум до 17:00-18:00 часов в будние дни, а в выходные максимум до 13:00-14:00. В нашей стране ни одна вменяемая торговая точка себе подобный график позволить не может. В большинстве случаев аптеки в России работают до 20:00-21:00, недостатка в дежурных аптеках тоже нет", — подчеркнул Беспалов.

Ретейлеры идут в аптечный бизнес

Российские ретейлеры давно проявляют интерес к аптечному бизнесу. Например, в июле крупнейший по числу магазинов в России ретейлер "Магнит" открыл первые собственные аптеки в Краснодаре.

Х5 Retail Group также понимает преимущества этой стратегии, но работает, в отличие от "Магнита", совместно с фармацевтическим партнером "Марафон Фарма". Так, до 2020 года компании намерены открыть более 3,3 тыс. аптек в прикассовых зонах "Пятерочки", "Перекрестка" и "Карусели".

Если продажа лекарств в супермаркетах станет легальной, "Дикси" тоже изучит возможность продажи медикаментов на своих полках, об этом рассказали ТАСС в пресс-службе ретейлера.

Однако, по мнению эксперта из RNC Pharma, аптечному бизнесу стоит опасаться именно открытия ретейлерами собственных аптек.

Если исходить из перечня, подготовленного Минздравом в 2014 году, то годовой объем продаж таких препаратов сейчас не превышает 2-3% от объема розничного-коммерческого рынка, считает Николай Беспалов. "Плюс надо понимать, что даже если такое разрешение будет выдано и супермаркеты начнут продавать лекарства, на них переключатся далеко не все потребители — уровень доверия к аптеке намного выше, чем к обычным магазинам, — говорит Николай Беспалов. — Таким образом, в итоге аптеки по самым смелым подсчетам могут потерять 1-1,5% выручки, это примерно 12,3 млрд рублей. Для супермаркетов это сущие копейки. Оборот одного "Магнита" в 2016 году был больше 1 трлн рублей".

Однако, по мнению эксперта, если супермаркеты смогут продавать весь ассортимент безрецептурных лекарственных препаратов, а не только часть, это уже грозит резким сокращением рентабельности аптек и, вопреки ожиданиям, приведет не к уменьшению цен на рынке, а к их росту. Ведь выпадающие доходы аптека должна будет как-то компенсировать.

Безрецептурные препараты на 70% обеспечивают аптеку средствами для поддержания ассортимента рецептурных препаратов. И если часть препаратов забрать из аптек, то неизбежно возникнет дефицит рецептурных препаратов и рост цен
Нелли Игнатьева исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей

Фальсификат и самолечение

Фармацевтическое сообщество негативно высказывается по поводу разрешения продавать лекарства на полках супермаркетов. "При подобном подходе регуляторы не смогут обеспечить контроль за качеством и безопасностью лекарств, гарантировать отсутствие фальсификата на российском рынке", — отметил гендиректор аптечной сети "Ригла" Александр Филиппов.

Отношение фармрынка к инициативе очевидно: при обсуждении проекта на федеральном портале проектов нормативных правовых актов категорически против высказались представители и производства, и розничного сегмента, считает эксперт.

"Нет такой категории препаратов, которую, на наш взгляд, можно было бы передать в супермаркеты. Даже при покупке безрецептурных препаратов пациенту требуется консультация, рекомендация фармацевта", — уверен Филиппов.

С ним соглашается и управляющий директор Marathon Pharma Игорь Крылов. "Исключение из цепочки продаж лекарственных средств специалиста с высшим образованием — провизора, который контролирует процесс и может дать покупателю профессиональную рекомендацию, влечет существенные риски. Это вопрос безопасности", — отмечает Крылов.

Если супермаркеты возьмут на работу провизоров и фармацевтов - проблема будет решена. Но, по сути, тогда это будет то же самое открытие аптеки в супермаркете, то есть модель, аналогичная нашей с Х5 Retail Group, когда в прикассовой зоне магазина можно приобрести необходимые лекарства

Игорь Крылов управляющий директор Marathon Pharma

В свою очередь исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей обратила внимание на то что, наша страна не готова перенять опыт стран, где некоторые лекарства продаются вне аптек, из-за безответственного самолечения.

"Во-первых, у нас в стране нет механизмов лекарственного страхования, во-вторых, у нас в обращении даже нет необходимых упаковок препаратов. Ведь вне аптек продаются неаптечные упаковки — это лекарства для снятия симптомов, в малых дозах и количестве в упаковке, чтобы дойти пациенту к врачу", — говорит Игнатьева.

Снижения цен не ждите

Появление лекарств в супермаркетах не приведет к снижению цен, отметилиэксперты. По словам Нелли Игнатьевой, может произойти временное уменьшение цен только для того, чтобы "увести наших пациентов из аптек и привести их в супермаркеты", но пока нет "никаких оснований даже комментировать эту ситуацию".

Более того, цены на такие лекарства в аптеках могут даже вырасти в условиях конкуренции с магазинами, говорит эксперт. "Аптеки должны будут компенсировать ушедшие лекарственные препараты, в первую очередь чтобы выжить", — заявила Игнатьева.

Снижения цен на безрецептурные препараты ожидать не стоит, соглашается Александр Филиппов. "Стоит помнить, что в эту категорию входят не только супермаркеты вроде "Пятерочки" и "Магнита". Значительная доля этой розницы представлена частными небольшими магазинами, не отличающимися большими объемами продаж. Соответственно, и цены на аптечный ассортимент там не могут быть ниже, чем в фармрознице", — пояснил он.

Поскольку условия входа в розницу для производителя жестче, чем в аптечную сеть, то производители вряд ли пойдут на понижение закупочных цен на препараты, отметилдиректор по внешним коммуникациям аптечной сети "36,6" Алексей Киселев-Романов. "С другой стороны, мы имеем фудретейл, который привык работать с более высокой маржой, чем аптека. Захотят ли торговые сети сильно опускать наценку — большой вопрос", — говорит он.

Критика позиции аптечного рынка

Активность аптечных сетей понятна — они вынуждены реагировать на подобные идеи, чтобы защитить свои рыночные интересы, считает источник ТАСС в финансово-экономическом блоке правительства.

"Действия аптечного рынка — это активное контрлоббирование на фоне заявлений Минпромторга. Ведь поручение изначально давалось, чтобы сделать элементарный набор лекарств (медицинские препараты первой помощи — прим. ТАСС) более доступным для наших граждан", — поясняет собеседник агентства.

По его словам, во многих европейских странах подобный опыт действует очень успешно, а к российским фармацевтическим компаниям и завышенным ценам на лекарства и так накопилось много вопросов.

Чиновник подчеркнул, что нужно стимулировать конкуренцию, повышать доступность лекарств и действовать, исходя из нужд потребителя, а не фармацевтического лобби.

Он также обратил внимание на то, что любое необоснованное повышение цен может стать предметом разбирательств ФАС с последующими выводами.



Источник: ТАСС

архив пресс-центра

Наш телефон
(495) 797-90-36 inforaas@mail.ru

Являемся членами ТПП РФ Платиновая унция

Об ассоциации / Участники / Проекты / Документы / Наш клуб / Как стать участником / Инспекторат

Copyright 2005 “РААС”. Все права защищены

Сайт разработан
www.PROREKLAMY.ru