На главную страницу Написать нам Добавить сайт в избранное
На главную страницу
На главную страницу
рус eng
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
НОВОСТИ
ПРЕСС-ЦЕНТР
КОНСУЛЬТАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОПРОСЫ
РЕЙТИНГИ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ
найти

Круглый стол РААС на АПТЕКЕ 2017: Эксперты аптечного рынка подводят итоги

В рамках 24-й Международной выставки «Аптека-2017» Российская ассоциация аптечных сетей провела традиционный «круглый стол». В своих выступлениях представители аптечного бизнеса отра­зили главные события и тенденции уходящего года. Первым лицам компаний было чем поделиться с полным залом коллег: АС «Неофарм» «попробовала на зуб» маркировку, «Ригла» преуспела в диджитализации ритейла, «Самсон-Фарма» достигла чудес в программах лояльности. Все вместе рисовали тренд года наступающего: успех там, где популярные коммуникационные технологии соединяются с персональным предложением. Ненавязчиво и в рамках закона, естественно.

Маркировка: что в ней радует

Аптечная сеть «Неофарм» включилась в будущую маркировку с самого начала пилотного проекта в феврале 2017 г. и 18 августа реализовала первую упаковку препарата, прошедшую все этапы системы — от производства до розничной продажи. Генеральный директор АС «Неофарм» Евгений Нифантьев представил поэтапную инструкцию по вхождению в систему маркировки, основанную на опыте своей аптечной сети: «Мы поняли, что вся работа аптек и аптечных сетей со временем будет проходить через аппаратно-программный интерфейс (АПИ). Аптечные сети с десятками или сотнями аптек смогут существенно сэкономить, работая через АПИ. При этом, как утверждает ФНС, мы сможем встраивать АПИ в свои сайты и мобильные приложения, благодаря чему люди смогут проверить прохождение лекарственного препарата в ИС «Маркировка» непосредственно через мобильное приложение».

Самым важным моментом спикер назвал подготовку учетной системы аптеки — ее доработка является ключевым звеном. Это может быть либо собственная разработка, либо приобретенная программа. «Если вы используете сторонние программы, я очень рекомендую как можно быстрее обратиться к разработчикам, чтобы отладить ее под ИС «Маркировка». У нас собственная учетная система, и мы ее за это время доработали, хотя это и сложнее».

В следующую очередь решается вопрос оборудования: компьютеры, серверы, двухмерные сканеры. После подготовки персонала можно переходить к работе в ИС, обязательным условием для которой является наличие поставщика, участвующего в проекте «Маркировка».

«Нас обязательно ждет переходный период, когда часть препаратов будет занесена в ИС, а части препаратов, тоже имеющих контрольно-идентификационные знаки data-matrix, еще в системе не будет, — отметил г-н Нифантьев. — На сегодняшний день мы пока только тестируем все операции и то, что мы успели хорошо отработать, — это приемка и реализация ЛП. Я бы рекомендовал при приемке препаратов сканировать абсолютно все коды data-matrix, которые пришли в аптеку. Тогда у вас не будет ошибок при отпуске ЛП на кассе. Гораздо сложнее будет исправить ошибку на кассе».

Несмотря на все хлопоты, работа в системе имеет свои преимущества, отметил бизнесмен. Можно установить более жесткий контроль за сериями и сроками годности, ведь иногда в электронных документах дистрибьюторов бывают ошибки.

«Мы понимаем, что на нашем рынке нет огромного количества фальсификата — это могут быть сотые доли процента. Но журналисты любят раздувать эту тему, в результате граждане не знают, какова картина на самом деле. А внедрение ИС «Маркировка» приведет к полной прозрачности рынка: любой человек сможет выяснить происхождение любого ЛП. Помимо фальсификата мы сталкиваемся с тем, что на розничном рынке есть сливы лекарственных препаратов из системы дополнительного лекарственного обеспечения. Это приводит к тому, что добросовестные аптеки не могут торговать лекарствами по конкурентной цене. Маркировка все эти проблемы решит».

Мы в полном интернете

Онлайн-коммуникация аптек, налоговых органов и потребителей неизбежно будет фиксироваться и накапливаться в базах данных, что может быть чревато недобросовестным использованием этой информации. «На сегодняшний день самое ценное, что есть в мире, — это базы данных, — продолжил тему в своем ключе генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов. — Никакой защиты нет и не будет, эти данные будут выливаться на рынок, будут использоваться разными структурами. На этом будут основаны все технологии будущего».

Утечка персональных и коммерческих данных — естественная плата за цифровой сервис, за возможность совершать покупки, обучаться и участвовать в конференциях, не выходя из дома, сидя в удобном кресле перед компьютером.

«Меняется среда и возможности. Сегодня мы конкурируем уже не за помещение под аптеку, а за место в телефоне потребителя. Конкуренцию выиграют те, чье мобильное приложение покупатель скачает себе в телефон, — рассуждает г-н Филиппов. — Все, чего сегодня добивается ритейл, — это улучшение сервиса. Выиграют те компании, которые сделают наиболее удобный сервис для покупателя и чье приложение скачает наибольшее число пользователей».

Человек будет покупать так, как ему удобно. Причем покупки не обходятся без поиска и сравнения — аптек стало много и надо как-то справляться с проб­лемой выбора.

Пока мы ищем нужную нам информацию и совершаем покупки через интернет, о нас накапливаются очень полезные данные: что, где и как часто мы покупаем, по какой цене и т.д. Эти данные позволяют сформулировать для каждого пользователя программу лояльности, адекватную его платежеспособности и области интересов.

«Зачем предлагать дешевые билеты человеку, летающему 20 раз в год бизнес-классом? Наценка на рынке становится все более проблематичной, и скидка будет предлагаться тому клиенту, которому она нужна, — пояснил Александр Филиппов. — Программа лояльности — это база данных, по которой можно изучить клиента, чтобы формировать для него то предложение, которое для него будет приемлемым и приятным. Изучение клиента, которое мы проводим с помощью программы CRM, позволяет сделать много интересных вещей в интересах покупателей».

По оценкам бизнесмена, от продуктового ритейла аптечный рынок отстал на 10—15 лет. Причина, видимо, в низком уровне развития технологий и автоматизации.

Появление электронного рецепта внесет существенные изменения в реальность аптечного рынка, считает Александр Филиппов. «Человеку, получившему электронный рецепт, останется указать точку, где ему удобно будет выкупить свой заказ».

Каждому по потребностям

Тему программ лояльности продолжил генеральный директор аптечной сети «Самсон-Фарма» Самсон Согоян. Свою первую дисконтную карту компания ввела 12 лет назад, когда не было Закона об охране персональных данных и требования об информированном согласии.

Сегодня, по словам бизнесмена, 69% покупок в сети «Самсон-Фарма» совершаются с картами различных программ лояльности. 50% чеков выбиваются по карте «Супер-Самсон», 14% — по карте москвича, 5% — по картам партнеров и 31% — без карт.

В борьбе за лояльность покупателей «Самсон-Фарма» решила объединить усилия с другими компаниями и социальными проектами: с крупнейшими фармпроизводителями, программой аэрофлот-бонус, социальной картой москвича и Подмосковья, а также с программой «Спасибо» от Сбербанка. «За 10 месяцев программа собрала 513 256 участников, которые совершили 2,8 млн покупок, — поделился радостью г-н Согоян. — Бонусы не даются только на дорогостоящие предоплатные позиции с минимальной наценкой».

Программа действует не только в аптеках сети, но и в медицинском центре «Самсон-мед», кафе, цветочном магазине и салонах оптики под брендом «Самсон». Покупателю предоставляется возможность в течение полугода оплатить бонусами хоть 100% покупки в любом из подразделений группы компаний.

Программа лояльности «Супер-Самсон» разработана на базе Microsoft dynamic CRM. Программа мультиканальная и круглосуточная, все участники имеют личный кабинет, в который могут зайти с любого сайта ГК «Самсон» и увидеть доступные ему бонусы, пояснил бизнесмен.

Предложение каждому участнику формируется персонально, результат — повышение лояльности, расширение ассортимента покупок. Средний чек участника «Супер-Самсон» на 58% выше, чем у покупателей без карт. Это было бы невозможно без изучения всесторонней информации о каждом покупателе. Пол, возраст, предпоч­тительные источники информации позволяют выбрать подходящий канал коммуникации. «Мы видим в режиме онлайн историю покупок каждого нашего покупателя и можем создавать целевые актуальные предложения для конкретных покупателей, — рассказал Самсон Согоян. — Так, при покупке курсовых препаратов мы предоставляем скидку на определенную по счету покупку препарата — это бывает интересно для «хроников», постоянно покупающих какие-то препараты».

Бизнесмен подчеркнул, что его компания не является оператором персональных данных: «Для этого мы привлекли уполномоченное юрлицо. Таким образом мы сняли риски, которые могут возникнуть».

Много не прибавилось

Завершаясь, год определил векторы развития в следующем году.

«Продолжатся доработки НАП (надлежащей аптечной практики), т.к. там должны быть прописаны и механизмы дистанционной торговли, — отметила исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. — Также оттуда должны исчезнуть пресловутые «50 см» — нелепая и ненужная норма».

С 2008 г. РААС борется с идеей продажи лекарств в продуктовых магазинах. «Наша с вами задача не допустить этого, — напомнила г-жа Игнатьева. — Мы не отрицаем, что продажа лекарств через интернет возможна, но в каком формате? Надо как-то бороться с оборотом незарегистрированных лекарств через интернет, который по-прежнему есть».

Отсюда вытекает тема рецептов: все говорят, что с самолечением надо бороться, но почему-то начинают с аптек, недоумевает эксперт, мол, пусть аптеки не отпускают лекарства без рецепта и врачи будут вынуждены выписывать их, чего они делать просто не умеют.

В 2017 г. рынок лекарств рос замедляющимися темпами, заявил генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк: «В целом за первое полугодие мы зафиксировали рост 13%, в государственном сегменте 11,4% в руб. (госзакупки составляют 30% рынка), в упаковках +14%, в рознице +13%. Причем самые высокие показатели в упаковках — по госпитальным закупкам, хотя и просела льготная программа».

Денег у потребителей много не прибавилось. Но говорить о недостаточности в аптеках дешевых препаратов неуместно, считает эксперт: «В стоимостном выражении в аптеках продается до 16% дешевых лекарств (до 50 руб.), а в упаковках они составляют свыше 60% ассортимента».

Аптечный рынок зависим от здоровья людей, а одну из сезонных волн заболеваемости мы уже проскочили без характерного всплеска продаж. «Если так пойдет и дальше, то от прироста 14% за первое полугодие останется не более 9%. В итоге ждем 1 трлн 461 млрд руб. за год».

 

Источник: Фармацевтический вестник

архив пресс-центра

Наш телефон
(495) 797-90-36 inforaas@mail.ru

Являемся членами ТПП РФ Платиновая унция

Об ассоциации / Участники / Проекты / Документы / Наш клуб / Как стать участником / Инспекторат

Copyright 2005 “РААС”. Все права защищены

Сайт разработан
www.PROREKLAMY.ru