На главную страницу Написать нам Добавить сайт в избранное
На главную страницу
На главную страницу
рус eng
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
НОВОСТИ
ПРЕСС-ЦЕНТР
КОНСУЛЬТАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОПРОСЫ
РЕЙТИНГИ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ
найти

Председатель КС РААС Евгений Нифантьев в эфире ЭХО о негативных последствиях планируемых нововведений для аптек

Эффект домино

АВТОР Евгений Нифантьев 

член Общественной палаты Москвы, гендиректор ООО «Сеть социальных аптек «Столички»

 

В недрах Государственной Думы Российской Федерации в последние дни активно работают над законом, призванным регламентировать работу аптечных сетей, чтобы по их, законодателям, утверждениям, улучшить обеспечение населения лекарственными препаратами (для простоты буду называть их лекарствами) и ограничить рост цен на них.

Можно выделить три анонсированных основных момента, на которые стоит обратить пристальное внимание до того, как законодатель в очередной раз рванет регулировать и так очень зарегулированный рынок.

Первое – так называемое закрепление цены. По мнению законодателя, аптечные сети будут лучше обеспечивать население лекарствами, если сами будут фиксировать цены в своих аптеках на квартал вперед. Это, по мнению опять-таки, законодателя, позволит избегать спекулятивных скачков цен на лекарства, что скажется благоприятно на кошельке потребителя. Что ж. Давайте рассмотрим более внимательно данную инициативу.

Сегодня в нашей стране импортные лекарства в розничной продаже физически занимают около 40% рынка в общем объеме продаж. Финансово – это 60%. Учитывая политико-экономическую составляющую, и дистрибьюторы, и розница без сомнений будут страховать себя от рисков потерь на колебаниях курса валют. На чьи плечи лягут эти риски? Будучи заложенными в цену, их оплатит потребитель. Схожая ситуация будет и с отечественными препаратами, которые используют импортные субстанции. Производитель будут вынужден закладывать в стоимость не квартальный прогноз по рискам, а полугодичный, учитывая цепочку логистики и продаж.

Сегодня, за счет высочайшей конкуренции на рынке, аптечные сети, ежедневно снимая данные в онлайн режиме о прайс-листах конкурентов, борются за каждый рубль наценки. В варианте, предлагаемом законодателем, этот принцип рыночного определения цены уйдет и потребитель получит минимум 10-15% удорожания только по этой причине. 
Стоит добавить, что уже существует список жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в него входят все действительно важные лекарства, цены на них зарегистрированы государством, а оптово-розничные наценки строго регламентированы.

Второе – отсрочка платежей. Законодатель желает по аналогии с продуктовым ритейлом ограничить сети и дистрибуторов в расчетах с производителями. Сложно сказать, что будет в законопроекте, но то, что мы видели в проекте это максимальная отсрочка платежей в течение 30 дней. В продуктовых сетях этот срок – 45 дней. Что ж, давайте разберем возможные варианты того, как эта норма будет работать.

Лекарства – это не творог и не кефир. Это не обычный продукт массового потребления. Оборачиваемость по ряду позиций легко пробивает порог 180 дней. На практике товаропроводящая цепочка выглядит так: оборачиваемость у одного из крупнейших национальных дистрибуторов, учитывая протяженность нашей страны составляет 56 дней, оборачиваемость в аптечных сетях с широким ассортиментом составляет около 50 дней. Эти две величины необходимо сложить, то есть разумная отсрочка на фармацевтическом рынке от 90 до 120 дней. Я соглашусь, что можно ужесточать ответственность за несвоевременные оплаты, но вот договоренности двух хозяйствующих субъектов о величине отсрочки — это точно не вопрос депутатского корпуса. 
При введении нормы расчета в 30 дней аптечным сетям, по сути, будет дан выбор. Или закупать лекарства с минимальной отсрочкой и держать их на остатке сколько угодно. Или же попросту не закупать те лекарства, оборачиваемость которых статистически выходит за пределы 30 дней.

При втором варианте потребитель просто лишится существенной номенклатуры препаратов. В первом же варианте аптечным сетям придется занимать деньги в банках, что в итоге без сомнений ляжет на плечи потребителя повышением цены. В сочетании с первой инициативой можно с уверенностью сказать, что подобного режима работы точно не выдержат малые предприятия и с трудом выдержит средний бизнес. А значит сократится число аптек. Ну да об этом чуть позже. Пока же зафиксируем снова рост цен и сокращение ассортимента.

Третий из основных моментов предлагаемого закона – ограничения аптечных сетей по доле рынка. В первом рабочем документе, в прошлом году мы видели ограничение доли в стране 3% рынка, а по региону – 10%. При этом если компания работает под разными торговыми марками и в разных ценовых сегментах все равно вместе эти сети не должны превышать данные величины. 
Все это прикрывалось демонополизацией рынка. Рынка, объем которого по всей стране меньше одной только продуктовой сети с красной вывеской, а крупнейшая аптечная сеть имеют долю, чуть превышающую 5% рынка. Как только законодатели осознали, что при таком ограничении под так называемую «демонополизацию» попали, вдумайтесь, 109(!!!) аптечных сетей, а это почти весь рынок по объему, после этого никакого обсуждения данного законопроекта не проходило, вплоть до возникновения ажиотажа с масками.

Разница между сетью средней ценовой категории и сетью социальных аптек учитываться не будет. Рассмотрим это положение применительно «к земле».

Предположим, что в регионе «А» отсутствуют аптеки низшей ценовой категории, а есть лишь аптеки со средним уровнем цен. Сеть, которая специализируется на социальном сегменте и уже заняла свои 3% рынка страны не сможет зайти в регион. И получат ли там люди лекарства по доступным ценам – неизвестно. Как неизвестно, получит ли еще социальных аптек мегаполис или отдаленный областной райцентр, где аптечная сеть уже занимает свои 10%. Хорошо ли от такого новшества потребителю? Вряд ли. Я не думаю, что люди должны становиться заложниками своего положения из-за непродуманного закона.

А теперь самое интересное. Пострадает ли крупный аптечный бизнес от этих нововведений? Нет. Не пострадает. Все эти меры, которые законодатель не счел нужным продумать и взвесить, ударят по слабым и маленьким. Крупные сети адаптируются, гарантировано повысят цены и будут спокойно работать. Данный же закон выбросит из бизнеса большое число конкурентов. Они посыплются банкротствами один за другим. За ними пойдут региональные дистрибьюторы и даже часть производителей. Сработает эффект домино. На улицу попадут сотни тысяч человек с высшим и средне-специальным образованием, с приличным окладом, ухудшив статистику по безработице. Эти люди будут выключены из экономики, а средства, которые государство потратило на их обучение – получается потрачены были напрасно. Поможет ли это экономическому росту страны? Улучшит ли этот закон лекарственное обеспечение? Станут ли цены на лекарства ниже?

К сожалению, на все три вопроса можно уверенно сказать одно – нет, нет и нет. Надеюсь, что закон будет существенно доработан и из него уберут откровенные огрехи и ляпы, попавшие туда, уверен, совершенно случайно.

 

Источник: Радио Москвы ЭХО

архив пресс-центра

Наш телефон
(495) 797-90-36 inforaas@mail.ru

Являемся членами ТПП РФ Платиновая унция

Об ассоциации / Участники / Проекты / Документы / Наш клуб / Как стать участником / Инспекторат

Copyright 2005 “РААС”. Все права защищены

Сайт разработан
www.PROREKLAMY.ru