На главную страницу Написать нам Добавить сайт в избранное
На главную страницу
На главную страницу
рус eng
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
НОВОСТИ
ПРЕСС-ЦЕНТР
КОНСУЛЬТАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОПРОСЫ
РЕЙТИНГИ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ
найти

За хождения по врачам фармкомпании ответят деньгами

 

Вывихнутые выручки

 

В правительстве решили конкретизировать некоторые нормы законов «Об основах охраны здоровья граждан» и «Об обращении ЛС» через внесение поправок в другие действующие законы. Причем эта конкретика вряд ли обрадует фармкомпании, ведь ряд из них предполагает введение крупных штрафов за несоблюдение этических ограничений на общение медработников с представителями фармкомпаний. Автором поправок заявлен Минздрав. Однако проводником поправок в Госдуме выступает Минэкономразвития.

 

Плата за дружбу

 

 Минэкономразвития 9 июля представило на публичные слушания проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Разработчиком проекта акта заявлен Минздрав России. Участники фармрынка, успевшие изучить документ, уже называют его революционным и разрушающим всю маркетинговую практику российской фарминдустрии.Ключевые поправки касаются внесения изменений в КоАП и предлагают установить ответственность за несоблюдение ограничений, налагаемых на медицинских работников и фармкомпании.

 

Серьезность намерений чиновников навести законный порядок в сфере фарммаркетинга подтверждают размеры возможных штрафов. Ст. 43 законопроекта, например, предлагает штраф в объеме выручки за весь период, в течение которого совершалось нарушение, но не более одного года. Нижняя граница штрафа не менее 100 тыс. руб. Причем пояснений к этой норме нет, а потому, что понимают под «периодом, в течение которого совершалось нарушение», авторы документа, не ясно.

 

 В категорию штрафников могут попасть не только юридические, но и физические лица. Авторы документа предлагают дополнить гл. 6 КоАП статьями, устанавливающими ответственность медицинских и фармацевтических работников и руководителей за нарушение ст. 74 Закона «Об основах охраны здоровья», своеобразного этического кодекса отрасли. Так, несоблюдение медицинскими и фармацевтическими работниками ограничений на получение подарков, денежных средств, в т.ч. на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также на принятие участия в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет организаций, влечет наложение на граждан административного штрафа в размере 4 5 тыс. руб. Руководящие же работники за те же нарушения ответят уже в 10-кратном размере. Однако штраф 40 50 тыс. руб. для них не самое страшное, максимальное наказание профессиональная дисквалификация на срок от одного до двух лет. Впрочем, есть исключения: вознаграждения, полученные по договорам о проведении клинических исследований ЛС и медизделий, гонорары за педагогическую или научную деятельность подкупом считаться не будут.

 

Те же действия, совершенные фармработником, руководителем аптечной организации, грозят административным штрафом от 3 до 4 тыс., должностным лицам от 20 до 40 тыс. руб. либо дисквалификацией на срок от одного до двух лет. В то же время положения статьи не применяются в отношении обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.

 

 Несоблюдение запрета на заключение с компанией или ее представителем соглашения о назначении или рекомендации пациентам ЛС и медизделий (кроме договоров о проведении клинических исследований) грозит рядовым сотрудникам штрафом от 2 до 5 тыс., должностным лицам 30 до 50 тыс. руб либо дисквалификацией на срок от одного до двух лет. Обход запрета на получение от компании образцов лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам будет стоить линейному персоналу 4 5 тыс., руководителям 40 50 тыс. руб. либо дисквалификацией на срок от одного года до двух лет. Фармработникам за подобные нарушения грозят штрафы в размере 3 4 тыс., а должностным лицам 20 40 тыс. руб. либо дисквалификация.

 

Устанавливает законопроект и ответственность медицинских и фармацевтических работников за предоставление недостоверной, неполной или искаженной информации о лекарственных препаратах, в т.ч. за сокрытие сведений о наличии в обращении аналогов и препаратов, имеющих более низкую цену. За это им грозит штраф 4 5 тыс., а должностным лицам 40 50 тыс. руб. или дисквалификация.

 

 Прописываются в законопроекте и штрафы при несоблюдении медработниками запрета на выписку рецептов на бланках, содержащих информацию рекламного характера. За данное нарушение можно поплатиться как штрафом в 5 10 тыс. руб., так и дисквалификацией до двух лет. Законотворцы не обошли вниманием и фармкомпании. Так, за несоблюдение ограничений при осуществлении деятельности по обращению лекарственных средств, которые планируется включить в Закон «Об обращении лекарственных средств», представители фармкомпаний могут либо выплатить штрафы от 3 5 тыс. руб., если речь идет о гражданах, до 30 50 тыс., если нарушение совершено должностным лицом, либо поплатиться дисквалификацией до двух лет. Размер штрафа для юридических лиц составит 1/100 выручки компании от реализации препарата за весь период совершения нарушения с двумя «но» за период не более года и на сумму не менее 100 тыс. руб.

 

Нарушения установленных Законом «Об обращении лекарственных средств» требований к организации и проведению научных мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня медработников или на представление информации, может вылиться для фармкомпании в приличную сумму. Должностные лица должны будут выплатить штраф в размере 20 40 тыс. руб., а юридические от 800 тыс. руб. до 1 млн. Рассматривать дела об административных правонарушениях будет Росздравнадзор.

 

Не КоАПом единым

 

 Поправки предполагается внести не только в КоАП, но и непосредственно в Закон «Об обращении лекарственных средств». В частности, компаниям запрещается предпринимать действия, направленные на стимулирование медработников или руководителей организаций к назначению, выписыванию и рекомендациям лекарственных препаратов, запрещается вручать медработникам подарки, выплачивать денежные средства за исключением вознаграждений по договорам в связи с осуществлением медработником педагогической или научной деятельности, оплачивать им развлекательные мероприятия, отдых, проезд к месту отдыха, посещать медработника в рабочее время на его рабочем месте, за исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований, и т.д.

 

Кроме того, при проведении направленных на повышение профессионального уровня медработников мероприятий, организуемых и финансируемых за счет компании, запрещается создавать условия, препятствующие участию в таком мероприятии компаний, производящих или реализующих лекарственный препарат для медицинского применения со схожим механизмом фармакологического действия, либо дискриминационные условия. Например, запрещено устанавливать различные условия участия в мероприятии, в т.ч. по предоставлению различного объема времени для выступлений участников, различных по объему занимаемой площади мест для демонстрации образцов лекарственных препаратов или рекламной продукции на выставочной экспозиции, стенде.

 

 Впрочем, определенные исключения в этом запретительном документе все же оговорены. Так, возможно устанавливать различные требования к участникам мероприятий, если условия закреплены в соглашении компаний о финансировании и обусловлены различными объемами затрат участников на организацию мероприятий. Нельзя устанавливать и размер регистрационного взноса за участие в научном мероприятии, превышающий общую сумму затрат на его организацию. Кроме того, компании обязаны обеспечить доступ к информации о дате, месте и времени проведения мероприятий, темах для рассмотрения, плане мероприятия и составе участников. Разместить все эти сведения компания должна на официальном сайте не позднее чем за два месяца до начала мероприятия. Соответствующая информация должна быть также направлена в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в сфере здравоохранения.

 

 Участники рынка весьма неоднозначно оценивают законопроект. К примеру, бизнес-партнер «Байер Хэлскэр Фармасютикалс» Дмитрий Копытин считает несомненным плюсом, что документ проясняет многие вопросы, ранее возникавшие в связи с пробелами ст. 74 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». «Ранее можно было предположить, что вне времени, предназначенного для приема пациентов, медпредставители все же могут посетить доктора в его кабинете (естественно, с ведома администрации медицинской организации и с согласия самого врача). Проект ст. 67.1 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» призван разрешить все сомнения: предполагается запретить посещать специалистов здравоохранения в рабочее время на рабочем месте», поясняет г-н Копытин. Естественно, игроки рынка очень обеспокоены административными штрафами для фармкомпаний в размере процента от выручки. «Судя по характеру санкции, нарушения в рассматриваемой сфере по уровню общественной опасности поставлены в один ряд, например, со злоупотреблением доминирующим положением на рынке, заключением соглашений, ограничивающих конкуренцию, или нарушением порядка ценообразования. Это более чем существенная ответственность», считает Дмитрий Копытин.

 

 В AIPM также отмечают, что не все положения законопроекта соответствуют действующему законодательству, а некоторые даже противоречат Закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». К примеру, в ассоциации считают закономерными предложения ввести в Закон «Об обращении лекарственных средств» ограничения для фармкомпаний, корреспондирующие с ограничениями, налагаемыми на специалистов здравоохранения ст. 74 Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». «Недоумение при этом вызывают попытки зарегулировать процедуру организации и проведения научных мероприятий, которые разработчики проекта смешивают с категорией мероприятий по повышению профессионального уровня и фармаконадзору. В свою очередь порядок проведения последних согласно Закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» должен определяться администрациями медицинских организаций, а не Законом «Об обращении лекарственных средств», считают эксперты AIPM.

 

 Директор по стратегии и развитию Synovate Comcon Healthcare Герман Иноземцев считает поправку в отношении проведения научных мероприятий положительной и полезной. По его мнению, она направлена на снижение возможностей недобросовестной и неэтичной конкуренции фармкомпаний. «Она, возможно, запоздала, т.к. основная волна «эксклюзивных» прошла в бурные 90-е и нулевые. В те годы региональные менеджеры компаний запросто договаривались с местными медицинскими организаторами о проведении и спонсировании конференций, основным условием которых было недопущение представителей конкурирующих компаний на мероприятие», говорит г-н Иноземцев, однако замечает, что необходимо внимательно отслеживать два аспекта предлагаемой поправки. Во-первых, в ходе законотворческой работы нельзя допустить исчезновения пункта о возможности участия пропорционально финансированию мероприятия. «При условии, что все желающие компании имели возможность подключиться к со-спонсорству и не были искусственно отстранены на каком-либо этапе организации», поясняет Герман Иноземцев. Во-вторых, по его мнению, размещение информации об организации конференции должно быть обязанностью не компании-спонсора, а организатора мероприятия на сайте мероприятия: «Непонятно, почему спонсор обязан нести ответственность по размещению информации. Кроме того, вопрос о поддержке конференции или иного мероприятия (особенно регионального уровня) может решиться менее чем за два месяца до проведения. А вот организатора конференции (специальные компании) вполне можно обязать создавать официальные странички мероприятия в Интернете и размещать там информацию о планируемых темах выступающих и т.п. с указанием официальных контактных данных для принятия предложений о спонсировании мероприятия». «Вызывает интерес обязанность уведомить регулирующий орган о планируемых научных и других мероприятиях с участием медицинских работников. Готовы ли регуляторы обрабатывать огромный объем информации, который будет поступать от участников рынка, и публиковать его на своем сайте?» присоединяется Дмитрий Копытин.

 

 Есть в новом законопроекте и другие неточности. Дмитрий Копытин обращает внимание на то, что ст. 6.19 КоАП предусмотрено, что получение медработником от фармкомпании «обычных подарков, стоимость которых не превышает  тыс. руб.», не влечет административной ответственности, а ст. 67.1. ФЗ «Об обращении » запрещает производителям и продавцам лекарственных препаратов дарить врачам подарки независимо от стоимости.

 

 Игроки рынка надеются, что при доработке документа к мнению специалистов прислушаются. «После вступления в силу ФЗ «Об основах охраны здоровья » многие фармкомпании проделали большую работу по внедрению в жизнь новых правил и готовы выстроить свою практику в соответствии с новыми пожеланиями нового правительства. В то же время хочется надеяться, что в ходе обсуждения законопроекта будут услышаны мнения медицинского сообщества и субъектов фармацевтического бизнеса», резюмирует г-н Копытин.

 

архив пресс-центра

Наш телефон
(495) 797-90-36 inforaas@mail.ru

Являемся членами ТПП РФ Платиновая унция

Об ассоциации / Участники / Проекты / Документы / Наш клуб / Как стать участником / Инспекторат

Copyright 2005 “РААС”. Все права защищены

Сайт разработан
www.PROREKLAMY.ru