На главную страницу Написать нам Добавить сайт в избранное
На главную страницу
На главную страницу
рус eng
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
НОВОСТИ
ПРЕСС-ЦЕНТР
КОНСУЛЬТАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОПРОСЫ
РЕЙТИНГИ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ
найти

Социальные последствия реализации лекарственных препаратов в торговых организациях

·         24 12.2012 в ММПЦ РИА Новости (г. Москва, Зубовский бульвар, дом 4,, Стеклянный зал), состоялась пресс-конференция:

 

Социальные последствия реализации отдельных лекарственных препаратов

 в торговых организациях.

 

Участники пресс-мероприятия:

Саверский А.В.  Президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов»

Лесиовская Е.Е. профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории лекарственной токсикологии ФГУН института токсикологии ФМБА.

Крючков Н.А. эксперт межрегионального общества доказательной медицины, доцент факультета управления и экономики здравоохранения Первого МГУ им.И.М.Сеченова

Модератор: Игнатьева Н.В.  научное общество фармацевтов г.Москвы, 

        Аптечные организации, отделенные от торговли другими товарами во избежание их смешения формировались столетиями по целому ряду причин. Главной из них является не только безопасность пациента, но и то, что больной человек не может не купить лекарство для излечения, поэтому свобода его воли нарушена, а это и означает, что лекарства — объект особого регулирования. Они не являются объектом гражданского оборота прав, к которым относятся многие другие товары, включая и продукты питания. Изменение этой системы, сложившейся издавна, требует, как минимум, серьезного обсуждения. Обеспечение безопасности, эффективности товародвижения на фармацевтическом рынке  достигается прежде всего обязательным прохождением процедуры лицензирования, в ходе которой лицензиат обязан доказать свою готовность к осуществлению фармацевтической деятельности. Аптечная организация, осуществляющая продажу готовых лекарственных препаратов, должна располагать необходимыми помещениями, объединёнными в единый блок, изолированными от других организаций. Лицензионные требования не допускают размещение на площадях аптечного объекта организаций функционально не связанных с указанными в лицензии видами деятельности. Нормативно-правовыми документами установлены требования к поверхностям стен и потолков, допускающих возможность влажной уборки, при этом материалы отделки должны соответствовать требованиям нормативных документов. Присутствуют особые требования и к оборудованию, которым должны  располагать аптечные организации, позволяющее обеспечить хранение лекарственных препаратов с учётом физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств. Аптечные организации должны принимать меры для предотвращения контаминации лекарственных препаратов с другими товарами. Для сотрудников, занимающихся отпуском лекарственных препаратов предусмотрено обязательное наличие санитарной одежды и требования к ее обработке. Ни в одном документе, утверждающем  санитарные правила по продаже продовольственных товаров, не содержится требований об оснащении помещения приборами для регистрации параметров воздуха, сертифицированных и калиброванных в установленном порядке. Эти требования предъявляются только к аптечным организациям, причём показания этих приборов должны ежедневно фиксироваться в специальных журналах. И требований отделяющих аптеку от иных торговых организаций множество.

Порядок и правила отпуска  регламентируются нормативно-правовыми документами, при этом Всемирная организация здравоохранения рекомендует выделять специальную зону для индивидуального общения с потребителем, что позволит фармспециалисту  предоставить больному всю необходимую информацию по ответственному самолечению в запрашиваемом объёме.

     В настоящее время в России на начальном этапе находится фармаконадзор, позволяющий специалистам собирать информацию о побочных действиях лекарственных препаратов, не указанных в инструкции по применению. Здесь определённая роль отводится и аптекам, куда пациенты могут обратиться по данному вопросу.

 Сегодня в России нет чётких критериев отнесения препаратов в категорию, отпускаемых без рецепта врача, главный критерий количество противопоказаний или побочных действий, изложенных производителем. Если применение рецептурного препарата не вызвало зафиксированных побочных действий, то производитель старается перевести его в сегмент препаратов, отпускаемых без рецепта врача, так как это даёт возможность свободной рекламы в СМИ. В настоящее время такого широкого перечня безрецептурных средств, как в России, нет ни в одной стране.  Если, где и разрешён отпуск в магазинах, то это как правило, отвлекающие препараты для снятия боли.

По данным Росздравнадзора не во всех регионах наблюдается достаточная физическая доступность лекарственной помощи населению, особенно это касается жителей сельской местности. Чтобы исправить эту ситуацию в Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств»  предусмотрена возможность обеспечения жителей населенных пунктов, где отсутствуют аптечные организации, через фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). После вступления в силу указанного закона 12000 ФАП получили лицензию на фармацевтическую деятельность.

 В тоже время, в соответствии с поручением Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства, Минпромторг подготовил и направил на согласование в Минздрав перечень безрецептурных лекарственных средств, которые можно будет продавать не в аптеках, а в обычных продуктовых магазинах. «В целях развития конкуренции» министерство предлагает «законодательно предусмотреть участие организаций торговли, не являющихся специализированными субъектами, в сфере розничного оборота лекарственных средств».

Возникает закономерный вопрос, кто выиграет от этой ситуации, кроме организаций торговли? Аптечные организации, потеряв значительную долю своего товарооборота вынуждены будут поднимать цены на лекарственные препараты, не входящие в Перечень ЖНВЛП, чтобы компенсировать потери из-за оттока платежеспособного спроса, многие аптечные организации из-за отсутствия средств будут вынуждены отказаться от социально-значимых функций — отпуска сильнодействующих препаратов, наркотических средств и психотропных веществ определенным категориям больных.

С точки зрения врачебного сообщества, продажа лекарств в торговых сетях будет способствовать увеличению доли безответственного самолечения с одной стороны, а с другой стороны вызывает опасение, что многократное увеличение численности предприятий, реализующих фармацевтическую продукцию, и невозможность обеспечить надлежащий государственный надзор чреваты негативными последствиями: поступлением в торговую сеть продукции неконтролируемого качества вплоть до фальсификатов, нарушением условий хранения, бесконтрольным  выбором препаратов и др.

Освещаемые СМИ факты продажи даже в крупных продовольственных сетях просроченной продукции и суррогатного алкоголя свидетельствует о недостаточном контроле за качеством реализуемой продукции в продуктовом ритейле, что ставит под угрозу здоровье нашего населения. Что тогда говорить о лекарствах?

Для пациентов излишняя доступность лекарств, помимо рисков, связанных с ослаблением процедур контроля качества и санитарных правил, приведет к смешению восприятия лекарств с продуктами питания и иными товарами повседневного спроса. Но этого не должно быть: лекарства — это не еда. Однако, воспроизвести все защитные меры, придуманные для аптечных организаций в интересах пациентов, в супермаркете невозможно.

Любая проблема такого уровня, должна быть глубоко проанализирована со всех сторон и одобрена профессиональными сообществами, экспертами и главное, ориентироваться на реальные нужды людей, а не поощрять амбиции коммерческого лобби.

Состояние лекарственного обеспечения в нашей  стране даже в существующем формате нельзя признать удовлетворительным. Объемы ввоза, производства и реализации лекарственных препаратов  с одной стороны и неуклонно растущий спрос на лекарства с другой стороны предъявляют к системе контроля и надзора за оборотом лекарств все возрастающие требования. И ресурсные возможности контрольно-аналитических служб Минздрава РФ  и Роспотребнадзора уже находятся на пределе.  Если же будет принята  реализация лекарственных препаратов торговыми сетями, употребление лекарств перейдет в сферу стихийных и практический не контролируемых процессов. Прогнозируемым результатом будет угрожающий здоровью и будущему нации рост самолечения со всеми пагубными его последствиями – ростом числа лекарственных осложнений, в том числе и смертельных отравлений, фатальных исходов неправильно леченых заболеваний. Кроме того, очевидно, что подключение к обращению лекарств не грамотных в области фармации и медицины людей приведет и к росту реализации фальсификатов и лекарств сомнительного качества. Причем, существующая система надзора за обращением лекарств не готова к лавинообразному увеличению подконтрольных объектов и это также создаст условия для широкого участия в процессе  недобросовестных поставщиков некачественных и просроченных лекарств.

 Пресс-служба РААС

 

 

архив пресс-центра

Наш телефон
(495) 797-90-36 inforaas@mail.ru

Являемся членами ТПП РФ Платиновая унция

Об ассоциации / Участники / Проекты / Документы / Наш клуб / Как стать участником / Инспекторат

Copyright 2005 “РААС”. Все права защищены

Сайт разработан
www.PROREKLAMY.ru