На главную страницу Написать нам Добавить сайт в избранное
На главную страницу
На главную страницу
рус eng
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
НОВОСТИ
ПРЕСС-ЦЕНТР
КОНСУЛЬТАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОПРОСЫ
РЕЙТИНГИ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ
найти

Частным порядком: ФАС предлагает ограничить число ГУП и МУП на фармацевтическом рынке

В середине апреля в рамках «круглого стола», посвященного деятельности муниципальных унитарных предприятий (МУП), представители ФАС сообщили о намерениях в очередной раз расширить свои полномочия. Теперь ведомство хотело бы согласовывать создание новых ГУП и МУП. По мнению антимонопольщиков, в некоторых сферах, в том числе фармацевтической, необходимо сократить долю госпредприятий на рынке, предоставив больше возможностей для развития малого бизнеса. ФАС уже внесла соответствующий проект поправок в законодательство в Правительство РФ.

«Круглый стол» на тему «Актуальные вопросы и проблемы реализации полномочий в создании муниципальных унитарных предприятий» прошел 14 апреля в Госдуме РФ. Интересы ФАС на этом мероприятии представляли зам. начальника Контрольно-финансового управления Елена Рыбаченко и начальник Управления контроля электроэнергетики Виталий Королев. В ходе заседания они сообщили, что в Правительство РФ внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому службу должны наделить полномочиями по согласованию создания новых государственных и муниципальных унитарных предприятий. Инициатива не означает прямого запрета на создание юрлиц с муниципальной или государственной формой собственности, но позволит ФАС проводить предварительный анализ конкурентной среды рынка, на котором планируется появление нового унитарного предприятия, уточнил Виталий Королев.

Елена Рыбаченко в свою очередь отметила: «В таких сферах, как дорожное строительство, медицинские и фармацевтические услуги, транспорт, ЖКХ, образование, благоустройство и озеленение, охрана, ритуальных услуги, розничная и оптовая торговля, общественное питание, необходимо снижать долю муниципальных предприятий. Наличие таких участников рынка затрудняет рост и развитие малого бизнеса».

На запрос корреспондента «ФВ» в ведомстве уточнили: заявление было сделано на основании того, что МУП и ГУП имеют преференции при получении бюджетных средств без конкурса (субвенции, субсидии, бюджетные средства на покупку техники и комплектующих), при проведении тендеров и т.д. Предприятиям малого бизнеса конкурировать с ними в таких условиях сложно.

Свое внимание на унитарные предприятия антимонопольная служба обратила в связи со Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, который был разработан в целях реализации п. 2 Дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики». Документ определяет отраслевые (на социально значимых рынках) и системные показатели развития конкуренции в регионах. Одной из целей реализации стандарта является создание условий для развития конкуренции на рынке розничной торговли фармацевтической продукцией и сокращение присутствия государства на нем до минимума, необходимого для обеспечения законодательства в области контроля за распространением наркотических веществ. К 2016 г. доля государственных аптечных организаций (в численном эквиваленте) на рынке субъекта РФ не должна превышать 10%.

Сейчас средняя доля государственных сетей по РФ в денежном выражении не превышает 8—12%, рассказал «ФВ» директор по аналитике компании RNC Pharma Павел Расщупкин. По его мнению, МУП могут «мешать» коммерческим структурам только в одном — возможности занять торговые площади с наибольшим трафиком: «По показателям оборота и средней выручки муниципальные аптеки вряд ли смогут составить успешную конкуренцию коммерческим организациям, т.к. зачастую неэффективно управляются (за редким исключением). Кроме того, они обременены социальной функцией, обязанностью хранить и распределять лекарства, требующие особых условий хранения, а это, опять же, дополнительные издержки».

Впрочем, обременения, которые вынуждены нести унитарные предприятия, оправдывают принципиальное существование таких структур. Значительное количество предприятий госсобственности до сих пор представлено именно в аптечной рознице. Доводы «за» МУП и ГУП в регионах РФ привели исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» Елена Неволина и исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьева. «Только государственный сегмент аптечных организаций на практике осуществляет отпуск наркотических и психотропных лекарственных препаратов, хранит традиции школы экстемпорального производства. Именно государственные аптеки доставляют нужные лекарства, зачастую редкого спроса, в отдаленные населенные пункты. В связи с этим сокращение государственных аптек для отдельных краев и областей приведет к неизбежному снижению качества фармацевтической помощи», — отмечает Нелли Игнатьева.

Эксперт уверена, что количество государственных аптек, которое представлено сейчас на рынке, не мешает конкуренции, а напротив, обеспечивает ее, выполняя функции, от которых отказываются большинство частных учреждений.

Нелли Игнатьева рассказала «ФВ», что РААС участвует в обсуждениях целевых показателей Дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и настаивает на том, что целевую долю государственных (муниципальных) аптечных организаций должен определять сам субъект, эта цифра не может быть спущена сверху для всех регионов России.

Елена Неволина уверена, что ФАС вообще не стоит вмешиваться в работу МУП и ГУП: «В России сейчас выдано 77 тысяч лицензий на розничную торговлю и только 1664 лицензии на право работы с наркотическими средствами и психотропными веществами. И почти все они у МУП и ГУП, хотя розничный оборот «сложных» препаратов может осуществлять аптечная организация любой формы собственности. Сегодня практически только МУП и ГУП обес­печивают обезболивающими препаратами инкурабельных больных. То же самое можно сказать о программе ОНЛС. У государства сегодня нет полномочий заставить частное лицо заниматься деятельностью, приносящей прямой убыток. Если ФАС предложит схему, по которой частник будет обязан это делать, можно говорить, что МУП И ГУП не нужны и вредны для конкуренции».

При этом г-жа Неволина не исключает ситуации, когда орган исполнительной власти, обязавший предприятие нести затраты, постарается предоставить ему определенные «преимущества». Подобные действия со стороны местных властей, по мнению эксперта, действительно могут негативно сказаться на конкуренции. Однако у коммерческой организации всегда есть возможность защитить свои права. Например, бороться с местными проверяющими органами, злоупотребляющими проверками, можно, обратившись к Федеральному закону № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Стоит отметить, что унитарная форма собственности характерна не только для аптечной розницы. В меньших объемах она представлена в сферах оптовой торговли и производства ЛП. Здесь форма ГУП и МУП, по мнению экспертов, может быть оправдана только в тех случаях, когда речь идет о естественных монополиях, например, о деятельности, связанной с оборотом наркотиков. Не все разделяют и подход к целесообразности сохранения госпредприятий в рознице. В частности, сопредседатель РАФМ Герман Иноземцев полагает, что наличие «карманных» МУП в некоторых регионах почти всегда приводит к искусственному ограничению конкуренции: частые проверки коммерческих организаций, затягивание лицензирования и т.п. При этом на средних ценах на рынке наличие ГУП или МУП практически не сказывается: «Бюджетные закупки, осуществляемые муниципальными фармациями, могут частично перетекать в розницу МУП. Однако более низкая цена закупки не всегда находит отражение в более низкой розничной цене», — резюмирует эксперт.


Автор: Полина Звездина


29.04.2014

архив пресс-центра

Наш телефон
(495) 797-90-36 inforaas@mail.ru

Являемся членами ТПП РФ Платиновая унция

Об ассоциации / Участники / Проекты / Документы / Наш клуб / Как стать участником / Инспекторат

Copyright 2005 “РААС”. Все права защищены

Сайт разработан
www.PROREKLAMY.ru