На главную страницу Написать нам Добавить сайт в избранное
На главную страницу
На главную страницу
рус eng
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
НОВОСТИ
ПРЕСС-ЦЕНТР
КОНСУЛЬТАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОПРОСЫ
РЕЙТИНГИ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ
найти

«Ценовой демпинг — это не выход, это утопия» - Генеральный директор сети-члена РААС "Казанские атпеки" Елена Безбожная дала интервью "Фармвестнику"

 
По данным Минздрава Республики Татарстан, на 01.10.2014 г. в структуре республиканского фармрынка работают 1212 розничных точек — 618 аптек, 590 аптечных пунктов, 2 аптечных киоска и 2 аптечных магазина. Таким образом, за последние 15 лет общее количество фармточек в регионе увеличилось на 20%. О тенденциях в сфере лекарственного обращения региона, ценовом демпинге и кадровых проблемах корреспондент «ФВ» Марина Никанорова беседует с экспертом Еленой БЕЗБОЖНОЙ, которая руководила сетью «Казанские аптеки» с марта 2013 г. по сентябрь 2014 г.
 
 

— Как изменилась конкуренция в секторе фармрозницы Республики Татарстан за три-пять предшествующих лет?

— Конкуренция существенно усилилась. Если учесть, что в регионе проживает около 3,7 млн человек, то в среднем на одну аптечную точку сегодня приходится  3042 жителя. Однако если в число аптечных организаций включить все лицензированные ФАПы, этот показатель снизится до 1,2 тыс. человек на одну точку. Здесь уместно вспомнить утвержденный в 1992 г. Минздравом России норматив минимального числа жителей на одну аптеку: в городской местности — 9,5 тыс. человек, в сельских районах — 6,5 тыс. По нашим оценкам, в настоящее время в структуре аптечной сети «Казанские аптеки» на одну аптеку в день приходится лишь 94 потенциальных клиента, при этом ежемесячная выручка одной фармточки составляет около 76 тыс. руб. Для сравнения, еще пять лет назад данная цифра находилась на уровне 2,5 млн руб.

Ранее существовало и ограничение по минимальному расстоянию между аптеками — 500 м. Сегодня же мы видим, что точки работают по принципу шаговой доступности, зачастую располагаются в соседних домах, нередко дверь в дверь.

— Какие основные тенденции республиканского фармрынка вы можете отметить?

— К сожалению, фармотрасль переживает не лучшие времена. Это связано прежде всего с ростом конкуренции. Сегодня уже не столь важно привлечь новых клиентов, как это было в условиях растущего рынка. Основной фокус внимания акцентируется на удержании имеющихся потребителей. Подобная перенасыщенность розничного сектора приводит к снижению рентабельности. Однако это обусловлено не только ростом конкуренции в розничном секторе, но и увеличением налоговой нагрузки на аптечные организации, ростом коммунальных и иных видов платежей, а также госрегулированием цен на ЖНВЛП.

Еще одна тенденция республиканского фармрынка — падение объемов продаж, характерное для всех типов продукции: и для дженериков, и для оригинальных лекарственных средств.

— С чем это связано?

— Прежде всего отечественный потребитель не видит четкого различия между этими типами лекарственных средств. В результате переключение происходит не по принципу «оригинальный препарат/дженерик», а от более дорогого препарата к более дешевому. Наибольший спад характерен для сегмента безрецептурных лекарственных средств. Менее болезненно экономический кризис ощущается на сегменте рецептурных препаратов. Однако не все так трагично. Рынок есть, спрос на лекарственные препараты не исчезает.

— Как изменились покупательские предпочтения за последние годы?

— Выбор покупателей зависит от многих факторов, одним из которых является происхождение препарата. Сегодня покупатели оказывают наибольшее доверие импортным производителям. Также огромную роль в выборе лечения играют рекомендации врачей, провизоров, фармацевтов. Немалое значение уделяется стоимости, а точнее — соотношению цены и эффективности лекарственного средства. Нередко потребительские предпочтения смещаются в сторону отечественных аналогов. Это связано прежде всего с тем, что отечественные препараты относятся к более низким ценовым сегментам.

— Сегодня многие сети активно реализуют политику ценового демпинга. Как вы оцениваете ее влияние на развитие фармрынка?

— Ценовой демпинг — это не выход, это утопия. Неоправданно заниженные цены способствуют развитию непрозрачной экономики, неконтролируемого рынка, сомнительного качества лекарственных препаратов. Этот эксперимент рынка должен остановиться.

— Как вы относитесь к инициативам ограничения количества аптек и введения нормативов, регламентирующих минимальное расстояние между фармточками?

— Сегодня аптек настолько много, что они просто мешают работать друг другу. Введение нормативной численности аптечных организаций помогло бы оздоровить ситуацию на рынке. Однако такая мера должна быть тщательно продумана и подготовлена. В данном процессе необходимо учитывать такие факторы, как численность населения, доля частного сектора в структуре регионального фармрынка, возрастные категории населения, наличие граждан с ограниченными возможностями и другие. Возможно, и не нужно уменьшать количество аптек на душу населения, но принять меры к их рассредоточению крайне необходимо. Например, можно ввести такую норму: при открытии новых точек расстояние до ближайшей аптечной точки должно быть не менее 200 м.

— В последнее время профессионалы фармрынка дискутируют над термином «социальная аптека». Какой смысл вы вкладываете в это понятие?

— В традиционном понимании под социальной аптекой имеется в виду прежде всего та аптека, которая осуществляет отпуск лекарственных препаратов по льготным рецептам. Однако при высокой рыночной конкуренции такое классическое суженное понимание «социального» становится уже неуместным. Даже государственные аптеки, осуществляя льготное обеспечение граждан, делают достаточно высокую наценку на парафармацевтическую и иную продукцию с целью покрытия льготного субсидирования. С моей точки зрения, социальная аптека — это та аптека, которая устанавливает торговые надбавки на 15—20% ниже средних надбавок на рынке и предоставляет скидки определенным социальным группам. «Казанские аптеки» осуществляют данную социальную миссию. Ежемесячно они предоставляют 20%-ную скидку на определенный ряд лекарственных препаратов. Также в компании утверждена стабильная система скидок при работе с такими социальными группами, как пенсионеры и ветераны Великой Отечественной войны.

— Насколько остро в масштабах республики стоит кадровый вопрос?

— Для сегодняшнего дня очень характерно следующее объявление: «В аптеку требуется заведующая и фармацевт-провизор. Образование не требуется». Несмотря на то что фармрынок переполнен, а фармацевтическое образование является весьма дорогим удовольствием, хороших специалистов недостаточно. Зачастую владельцы сетевых аптек вынуждены принимать на работу людей, не имеющих специального образования. Вся работа такого специалиста заключается в том, чтобы посмотреть по компьютерной базе наличие того или иного лекарственного препарата и произвести его отпуск. Если фармдеятельность будет ограничиваться исключительно торговлей, она не будет иметь будущего. Известно, что более 90% посетителей доверяют фармацевтам, именно поэтому фармпомощь подразумевает не только обеспечение лекарствами, но и грамотное, рациональное консультирование.

— Как вы относитесь к инициативе запрета очно-заочной формы обучения по специальности «Фармация»?

— Я поддерживаю отмену очно-заочной формы для выпускников школ, однако для выпускников специальных учебных заведений, работающих по специальности «Фармация», очно-заочная форма является доступным способом повышения своей квалификации и возможности карьерного роста. Стоит оставить очно-заочное обучение для фармацевтов со специальным образованием, но сузить, конкретизировать направление их деятельности. А вот в области исследовательской работы специалисты должны быть только с очной формой обучения.

— Как вы видите дальнейшие перспективы развития республиканского и в целом российского фармрынка?

— Для российского фармрынка такие перспективы связаны с развитием отечественной фармпромышленности, с изменениями в товаропроводящей цепи, с развитием каналов логистических операторов. Среди других перспектив могу отметить переориентацию на этичный, профессиональный вектор развития фармрозницы, развитие прозрачной конкуренции, усиление барьеров входа новых участников на рынок и контроля за соблюдением правил, регламентирующих сферу обращения лекарств.

— Недавно сеть «Казанские аптеки» стала полноправным членом РААС. Какие преимущества дает такое парт­нерство?

— С 2014 г. сеть «Казанские аптеки» стала полноправным участником РААС. Считаю, что каждый участник фармрынка должен занимать активную позицию в формировании профессионального общественного мнения. В нашем понимании активное участие — это представление консолидированной позиции аптечных организаций, заинтересованных в дальнейшем развитии своего бизнеса. Это оценка и внесение предложений по изменению нормативно-правовой базы, разработка новых механизмов регулирования, способствующих развитию конкурентоспособного рынка. Из основных проектов РААС могу отметить: сохранение права реализации лекарственных препаратов аптечными организациями; введение механизмов регулирования интернет-торговли ЛП, закрепляющих это право исключительно за аптеками; работа по подготовке стандарта «Надлежащая аптечная практика». Среди других важных проектов — подготовка предложений по совершенствованию механизмов ценового регулирования, оценка законных и подзаконных актов, подготовка Этического кодекса фармацевтического работника.

— Как вы оцениваете роль общественных организаций в решении актуальных вопросов, стоящих перед фармсообществом?

— В условиях ожесточенной неэтичной конкуренции общественные организации способны формировать и поддерживать общественное мнение. Профессионалы фармрынка могут быть услышаны только посредством голоса некоммерческих организаций. «Казанские аптеки» высказывают свою позицию голосом РААС.

P.S. В настоящем интервью изложена позиция аптечной сети «Казанские аптеки» периода руководства Елены Безбожной. С 26 сентября 2014 г. аптечную сеть возглавил Владимир Рубцов. Выбранная стратегия развития сети будет продолжена.


Автор: Марина Никанорова

 

архив пресс-центра

Наш телефон
(495) 797-90-36 inforaas@mail.ru

Являемся членами ТПП РФ Платиновая унция

Об ассоциации / Участники / Проекты / Документы / Наш клуб / Как стать участником / Инспекторат

Copyright 2005 “РААС”. Все права защищены

Сайт разработан
www.PROREKLAMY.ru