Спрос на препараты от простуды и кашля в текущем году пока не вырос
В текущем году продажи противопростудных и противокашлевых препаратов* практически не растут. За восемь месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года в рублях рост составил 1%, а в упаковках — снижение на 8%.
В январе—августе 2023 года аптеки продали 134 млн упаковок таких препаратов на 32,7 млрд руб., подсчитал «ФВ», по данным AlphaRM. Спрос на противопростудные препараты и лекарства от кашля зависят от сезона респираторных заболеваний, который приходится на начало и конец года. Поэтому по итогам года картина может измениться.
Структура и динамика рынка
Например, так произошло в прошлом году. Если проанализировать долю противопростудных и противокашлевых лекарств в общих аптечных продажах в 2022 году, то сезонный всплеск в декабре был больше по сравнению с январем. В предыдущие годы сезонные подъемы начала и конца года были сопоставимы.
Продажи в рублях в текущем году в январе—августе сопоставимы с уровнем такого же периода 2022 года. Однако, если сравнивать с продажами 8 мес. 2021 года, то очевидно, что в последние два года спрос на противопростудные и противокашлевые препараты вышел на новый уровень. Поэтому символический рост 8 мес. 2023 года к 8 мес. 2022 года — на 1% объясняется высокой базой 2022 года.
В упаковках обратная ситуация. В текущем году натуральные продажи в январе—августе меньше по сравнению с этими же месяцами трех предыдущих лет. По сравнению с 2022 годом снижение на 8%.
Средняя цена за упаковку выросла с 222,3 руб. до 243,9 руб., то есть на 10%. Можно предположить, что пока достаточно высокий объем в рублях удерживается за счет инфляционного роста, а не увеличения спроса.
Лекарства для облегчения симптомов простуды и от кашля в основном безрецептурные. В рублях на них приходится почти 93%, в упаковках доля чуть больше — 96,5%.
В группе противопростудных лекарств почти 76% продаж в рублях приходится на порошки и гранулы для приготовления раствора для приема внутрь, примерно 14% — на капсулы и таблетки, на шипучие таблетки — 5%.
Препараты от кашля в основном продаются в таблетках (39,7% от всех противокашлевых в руб.) и сиропах (32,6%).
Лидирующие корпорации
В списке лидирующих корпораций по продажам в рублях преобладают иностранные корпорации — их десять из пятнадцати. Среди российских компаний в рейтинге оказались «Материа Медика», «Отисифарм», «Протек», «Биннофарм Групп» и «ПФК Обновление». Эти же компании входят в пятерку лидеров, если для рейтинга взять только отечественных производителей. За последние несколько лет практически всем им удалось нарастить долю в группе.
Российские компании в целом увеличили долю в сегменте противопростудных и противокашлевых препаратов. Если в январе—августе 2020 года она была всего 27%, то за такой же период 2023 года составила уже 35%.
Первые на рынке по объемам продаж в упаковках, напротив, в основном отечественные производители. Теперь их десять из пятнадцати.
Лидирующие бренды
В январе—августе 2023 года на первую десятку брендов препаратов от кашля приходится больше 56% продаж в группе. На первом месте оказался препарат «Ренгалин», на втором «АЦЦ». Бренды поменялись местами, в январе—августе 2022 года «АЦЦ» был первым. В текущем году Sandoz (ранее входила в группу Novartis) объявила о прекращении поставок нескольких торговых наименований в рамках бренда «АЦЦ». Так, производитель не поставляет «АЦЦ» в шипучих таблетках в дозировке 200 мг, в порошке для холодного напитка в такой же дозировке и др. Теперь в Россию поставляется только «АЦЦ Лонг» № 20 600 мг в лекарственной форме шипучих таблеток. Продажи бренда за 8 мес. 2023 года упали на 26%.
В числе лидеров оказался единственный так называемый традиционный бренд, под которым лекарство выпускается несколькими компаниями. Речь о «Мукалтине». Самый крупный производитель «ПФК Обновление» (почти 46% в руб. в рамках бренда), на втором месте «Фармстандарт» (30,4%), у остальных доля не выше 9%.
Среди противопростудных брендов по объему продаж за восемь месяцев 2023 года лидирует «Терафлю» с долей в группе более 31%. На втором месте «Анвимакс» с долей почти 11,5%.
В десятке можно отметить бренд «Дуоколд», который с 15-й строчки в январе—августе 2022 года передвинулся сразу на 9-ю в текущем году.
* phMRA 2 уровень — R5 «Противопростудные и противокашлевые средства».