DSM Group представила обзор аптечных продаж антигистаминных средств в январе—августе 2023 года

По итогам восьми месяцев текущего года аптеки реализовали 59,8 млн упак. (+3,3% к январю—августу 2022 года) средств от аллергии на сумму 14,4 млрд руб. (+7%). Соответствующие данные приведены в исследовании аналитической компании DSM Group.

В январе—августе 2023 года наибольшим спросом по числу реализованных упаковок пользовались бренды «Супрастин», «Лоратадин», «Цетрин» и «Зиртек», следует из ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России.

Группа антигистаминных препаратов системного действия стабильно востребована на аптечном рынке. В последние четыре года россияне приобретают в аптеках свыше 80 млн упак. препаратов от аллергии ежегодно. В рублях емкость группы растет год от года. Пик продаж пришелся на 2022 год (темп прироста к 2021 году составил 12,9%), который обеспечил рост спроса на препараты с активными ингредиентами алимемазин (+72,6%), левоцетиризин (+27,4%) и дезлоратадин (+18,1%), в последние годы доля этих препаратов заметно увеличилась.

Доля локализованных антигистаминных препаратов увеличилась с 20% в 2019 году до 28% в январе—августе 2023 года в стоимостном эквиваленте. В натуральном выражении вес препаратов, произведенных на территории России, вырос только на 1,3% до 37%.

В группе всего 13 брендов оригинальных препаратов. Дженерики занимают 66% рынка антигистаминных средств в рублях и 79% в упаковках.

Преимущественно группа представлена безрецептурными препаратами (около 80% от оборота). И только 22 бренда относятся к Rx-препаратам.

Всего с января по август 2023 года россияне приобрели в аптеках 80 брендов антигистаминных препаратов системного действия, которые выпускают более 80 производителей. Это более 250 товарных позиций. Группа «противоаллергические препараты» популярна и открыта для расширения ассортиментного портфеля компаний за счет вывода новинок, отметили аналитики.

За последние два года на рынке появились 12 новых брендов, из которых только два импортные. Самыми успешными новинками стали марки «Аллергофри» от компании «Панбио Фарм» и «Сенсинор» от Renewal.

Среди тридцати ведущих производителей (входят в TOP30 по обороту в рублях) самый широкий портфель представлен у отечественных компаний: «Озон» (23 SKU в 11 линейках), «Биннофарм Групп» (21 SKU в девяти линейках) и Renewal (18 SKU в пяти линейках).

Самой быстрорастущей в натуральном выражении стала компания Renewal («Обновление»), которая также показала высокий результат и по динамике в рублях. При сравнении с первыми восемью месяцами прошлого года объем продаж производителя вырос на 140% в упаковках и на 88% в рублях. В портфеле фирмы пять брендов антигистаминных препаратов, которые выпускаются в форме таблеток и капель для приема внутрь. Ведущей маркой стало противоаллергическое средство «Лоратадин» (доля в ассортименте 47% в упаковках). Все препараты компании отметились приростом реализации. В первую очередь стоит выделить новинки, появившиеся в обороте в 2022 году: «Сенсинор», «Квисил».

В рублях максимальный прирост показала еще одна российская компания — «Тульская фармацевтическая фабрика» (+139% к цифрам января—августа 2022 года). При этом в рейтинг по упаковкам производитель не попал. В анализируемой группе препаратов у компании четыре бренда в жидких лекарственных формах — капли для приема внутрь и сироп. Наибольший объем в обороте занимает марка «Феницитол» (доля в ассортименте 40% в рублях). А наибольшее влияние на увеличение объема продаж оказал небрендированный дженерик «Цетиризин» (+654% в рублях).

В числе самых быстрорастущих в упаковках можно также выделить компанию UCB (+74%) с основным брендом «Зиртек» и Xantis Pharma (+30%) с ведущей маркой «Делорсин»; в рублях в тройку лидеров также вошел производитель «Фармакор Продакшн» (+70%) с единственным брендом в портфеле — «Лоратадин».

Прокрутить вверх