Спрос на ферментные препараты вырос на 9% за девять месяцев

За девять месяцев 2023 года аптечные продажи препаратов, способствующих пищеварению, включая ферментные, выросли на 9% в рублях по сравнению с таким же периодом 2022 года. В упаковках рост составил 2%. За последние три года в период с января по сентябрь объем натуральных продаж примерно на одном уровне — 58,6—60,6 млн упаковок.

В январе — сентябре 2023 года аптеки продали ферментных препаратов* на 12,2 млрд руб., подсчитал «ФВ» по данным AlphaRM. Это на 9% больше по сравнению с таким же периодом 2022 года. В упаковках продажи составили 60 млн, что больше на 3% по сравнению с девятью месяцами 2022 года.

Динамика рынка

Если в деньгах продажи лекарств, способствующих пищеварению, ежегодно растут — за девять месяцев 2022 года по отношению к такому же периоду 2021 года на 6%, за девять месяцев 2023 года — на 9%, то в натуральном выражении динамика разнонаправленная. В январе — сентябре 2022 года продажи этой группы в упаковках снизились на 3%, а в текущем году частично отыграли это снижение на 2%. В итоге за последние три года в натуральном выражении объем продаж в среднем оставался стабильным.

К этой группе относится всего шесть МНН, при этом есть только один с единственным действующим веществом — панкреатином. Остальные представляют собой комбинации двух и более веществ. Самое распространенное МНН — панкреатин.

Кто производит препараты

В текущем году на рынке продавались ферментные препараты 23 корпораций. Десятку крупнейших возглавляют международные компании. У первой тройки динамика разнонаправленная. Если у компании Abbot, которая заняла первое место, рост продаж на 14%, то у производителей, оказавшихся на второй и третьей строчках, — снижение. Лекарств, способствующих пищеварению, произведенных Sanofi, продано меньше на 16%, Menarini — на 7%.

У отечественных компаний никаких разночтений — все показали двузначный рост. Самый существенный у ПФК «Обновление». Продажи компании в группе выросли на 91%. Всего в первой десятке оказалось четыре российских компании. Однако стоит отметить, что многие бренды иностранных компаний выпускаются на российских заводах.

Поскольку в группе препаратов, способствующих пищеварению, нет большого разнообразия действующих веществ, то рейтинг брендов практически повторяет рейтинг корпораций. В первую десятку торговых марок попали сразу четыре так называемых МНН-бренда. Два из них взяли только наименование действующего вещества. Кстати, оба препарата отечественные, так как «Панкреатин» компании San Pharma выпускает российский завод «Биосинтез», который индийская компания купила в 2016 году.

Еще две российские компании дополнили МНН другими словами: Тюменский ХФЗ назвал препарат «Панкреатин-лект», а «Обновление» — «Панкреатин Реневал», с брендированной добавкой «Реневал» выпускаются и другие МНН-дженерики производителя.

Всего в ГРЛС зарегистрированы препараты с торговым наименованием «Панкреатин» 20 производителей.

За последние несколько лет доля отечественных препаратов, то есть тех, которые выпускаются в готовой лекарственной форме, растет.

Этому способствует не только рост производства российских компаний. Многие иностранные бренды в последние годы стали выпускаться на российских площадках. Так, Abbott «Креон» как импортирует, так и производит в стадии готовой лекарственной формы на заводе «Верофарм». У Menarini есть завод в Калужской области, и, соответственно, «Мезим» также может быть и российским, и импортным.

В регионах доля отечественных лекарств разная. Минимальная доля российских препаратов — в Москве (17,6%) и Санкт-Петербурге (19,44%). При этом в 39 субъектах Федерации доля отечественных ферментных лекарств превышает 30%.

Прокрутить вверх