RNC Pharma представила рейтинг аптечных сетей по итогам года
RNC Pharma представила рейтинг аптечных сетей России по итогам года. Аналитики отметили, что выручка по категории лекарств выросла заметно больше уровня инфляции.
В прошлом году российская фармрозница показала рост выручки по категории лекарств на уровне 7,7% (в рублях). На фоне 2020 или 2022 года это скромный показатель, но для рынка очень значимый, поскольку это заметно больше уровня инфляции в отрасли, которую Росстат оценивает на уровне 6,1%. Это значит, что на рынке возобновился рост потребления. Статистикой и прогнозами поделились в аналитической компании RNC Pharma.
Направления активностей для ритейла, по оценкам аналитиков, могут быть самыми разными: от активизации процесса развития инфраструктуры и формирования новых ассоциативных форматов, до вопросов расширения ассортимента, который разрешен к продаже в рамках аптечного канала.
После провала, который был летом, российская фармрозница по части развития базовой инфраструктуры возобновила количественный рост. По данным на декабрь 2023 года, в стране работают около 80,7 тыс. аптечных учреждений — на 2,6 тыс. точек больше, чем в 2022 году. К примеру, компания «Апрель» в 2023 году расширила число аптечных учреждений на 2062 штуки, второй результат из числа классических аптечных сетей у «Риглы», она выросла на 523 объекта. Агрегативный формат в прошлом году наиболее активно развивал «Пульс» с интернет-аптекой Polza.ru.
Процесс борьбы за расширение ассортимента эксперты не могут назвать интенсивным, но в этой области тоже проводится работа. Так, с очередным предложением разрешить продажу ветеринарных препаратов в аптеках выступила «СоюзФарма». Аналитики называют идею слабой, так как общий объем продаж ветеринарных препаратов в ритейле в 2023 году составил 35,3 млрд руб. Это около 1,5% от общего объема российской фармрозницы, а суммарный ассортимент препаратов, который представляет интерес для аптек, исчисляется 15—20 торговыми марками.
«В общем это не те деньги, которые даже в теории представляют интерес для участников рынка, а если учесть, что инициатива фактически «похоронит» сегмент ветеринарных аптек с довольно специфической продуктовой матрицей, последствия вообще крайне сомнительные», — считают в RNC Pharma.
Другая интересная инициатива — предложение по развитию мобильных аптек, которое Госдума РФ должна рассмотреть уже в весеннюю сессию 2024 года. В этом же ряду можно обозначить идею о наделении правом продажи лекарств участковых больниц в регионах. Пока что эксперты воспринимают это только в качестве грубых суррогатов отработанного формата онлайн-продаж.