Немецких бизнесменов заочно осудили по делу о хищении 3,5 млрд рублей при возведении завода «Росплазмы»
Замоскворецкий районный суд Москвы заочно вынес приговор по уголовному делу в отношении гендиректора немецкой компании Glatt Ingenieurtechnik GmbH Райнхарда Бебера и члена совета директоров компании по странам СНГ Лутца Хайнцля, возбужденному в 2013 году по факту покушения на особо крупное мошенничество (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ) при строительстве в Кирове завода «Росплазмы» по производству препаратов крови. Их признали виновными в хищении 470 млн рублей и покушении на хищение еще 3,5 млрд рублей. Каждый из фигурантов получил по 12 лет колонии и штраф в размере 1,5 млн рублей.
Заочный судебный процесс по делу Райнхарда Бебера и Лутца Хайнцля проходил в Замоскворецком суде Москвы с конца августа 2023 года. По первому пункту обвинения в особо крупном мошенничестве каждому фигуранту назначили по 8 лет лишения свободы, по второму – покушение на крупное мошенничество – по 6 лет. Срок в 12 лет колонии появился путем частичного сложения.
В тексте приговора указано, что срок наказания Хайнцлю и Беберу будет исчисляться с момента их экстрадиции либо задержания на территории России. Предприниматели являются гражданами Германии, откуда экстрадиция не предусмотрена. Российская сторона может отправить приговор для исполнения на родину осужденных.
Уголовное дело в отношении немецких предпринимателей возбудили в 2013 году. Основанием послужило обращение к сотрудникам полиции учредителя обанкротившегося ООО «Интра Бау М» Алексея Харченко. Он сообщил, что компания Glatt якобы нанесла России ущерб в размере 3,5 млрд рублей, еще 470 млн рублей якобы были похищены по подложному акту сверки взаимных расчетов.
Организация Харченко была подрядчиком строительства завода в Кирове, а заказчиком являлась «Росплазма», находившаяся в ведении Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). Исполнителем стала немецкая Glatt Ingenieurtechnik GmbH.
Россия и Германия подписали договор о создании завода по производству препаратов крови в 2005 году. Из федбюджета на эти цели выделили 6,9 млрд рублей. По плану к 2011 году там могли появиться две линии по производству иммуноглобулина и альбумина. В 2009 году, когда завод находился на завершающей стадии строительства, руководство «Росплазмы», по заверению немецкой стороны, дало компании Glatt указание о необходимости строительства третьей линии, что должно было обеспечить непрерывность производства. К указанному моменту все бюджетные средства были истрачены.
Заказчик согласился возвести третью линию при условии дополнительного финансирования в размере 3,5 млрд рублей. В результате средства направлены не были, а у сторон появились разногласия. Так, заказчик, ранее принимавший работы без замечаний, начал сомневаться в качестве и стоимости материалов. Работы на объекте полностью остановили в 2010 году.
Тверской районный суд Москвы осенью 2015 года постановил заочно арестовать Бебера и Хайнцля. Как отмечал следователь, фигуранты дела скрылись в Германии, а на его вызов не реагировали. Завод было решено передать «Ростеху». «Росплазма» пыталась взыскать с компании из Германии все потраченные на возведение предприятия средства, тогда ответчик предоставил детальный отчет о тратах, в связи с чем суд первой инстанции оснований для взыскания не обнаружил. Во второй апелляции в 2016 году «Росплазме» удалось отсудить у Glatt свыше 3,6 млрд рублей – Второй арбитражный суд признал указанную сумму неосновательным обогащением.