Представлен обзор аптечных продаж противовирусных препаратов по итогам 2023 года
Согласно данным DSM Group, противовирусные препараты для системного применения входят в ТOP10 ключевых групп аптечного рынка лекарственных препаратов по стоимостному объему с долей 3,3% в рублях по итогам 2023 года. Этот класс лекарственных средств включает в себя не только препараты для лечения гриппа и ОРВИ, но также назначается и при других вирусных инфекциях, в том числе при герпетической инфекции, ветряной оспе, гепатите, ВИЧ и т.д.
Фактор сезонности играет основную роль в продажах анализируемой группы средств, так как во многом определяется уровнем заболеваемости ОРВИ. Как правило, в России спрос резко поднимается в осенне-зимний период, а вот летом объем потребления «проседает».
Впервые за последние четыре года емкость конкурентной группы сократилась (-14,1% к 2022 году). Самым удачным для противовирусных препаратов стал пандемийный 2020 год (+85,2%), когда объем реализации вырос в два раза. С 2020 по 2022 год объем потребления АТС J05 в аптеках превышал 100 млн упак. ежегодно. В 2023 году этот показатель упал до отметки в 94,2 млн упак. (-13,1% к 2022 году).
Таким образом, согласно данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России DSM Group, в 2023 году аптеки реализовали противовирусных препаратов на сумму 47,4 млрд руб. в розничных ценах.
Более половины от реализованных аптеками упаковок занимают препараты со следующими действующими веществами: умифеновир, римантадин и ацикловир. Основные лекарственные формы в группе: таблетки (доля 58,8% в упаковках) и капсулы (34,4%).
Группа представлена по большей мере дженериками: 74 бренда относятся к дженериковым препаратам, 19 брендов — к оригинальным. За год структура рынка изменилась в пользу дженериков: их доля увеличилась на 10,3% в натуральном объеме и на 8,4% в стоимостном. Наибольший вес удерживают небрендированные позиции, отметили аналитики.
75,1% натурального объема продаж приходится на лекарственные препараты из списка ЖНВЛП и только 24,9% — на препараты, не входящие в перечень. Средневзвешенная розничная цена — 502,9 руб.
Препараты, произведенные на территории России, в последние пять лет занимают основной объем продаж. По итогам 2023 года доля локализованных лекарств в продажах препаратов для лечения вирусных инфекций составила 88,9% в натуральном выражении и 83,9% в денежном.
Самыми быстрорастущими производителями противовирусных лекарств по итогам 2023 года в упаковках стали отечественные компании «Фармасинтез» (+57,4% относительно 2022 года), Renewal («Обновление») (+45,5%) и «Озон» (+21,3%).
Первое место по приросту — у компании «Фармасинтез» (+57,4% в упак. и +59,3% в руб.). Несмотря на то, что портфель производителя включает в себя 11 брендов противовирусных средств, 99,2% продаж в натуральном эквиваленте занимает рецептурный препарат на основе осельтамивира, предназначенный для профилактики и лечения вирусов гриппа А и В у взрослых и детей старше одного года. Лекарственное средство выпускается в капсулах и в порошках для приготовления суспензии для приема внутрь. Семь брендов из ассортимента противовирусных средств предназначены для лечения ВИЧ-инфекции, два бренда — для лечения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), один бренд — для хронического вирусного гепатита В.
Renewal («Обновление») на второй строчке рейтинга с темпом прироста +45,5% к 2022 году. Если анализировать динамику в упаковках за последние четыре года, производитель демонстрирует самый высокий показатель совокупного среднегодового темпа роста (93%) из ТOP3. Ассортимент Renewal включает в себя три марки — рецептурный препарат на основе ацикловира для терапии инфекций, вызванных вирусом герпеса, ветряной оспы и опоясывающего лишая — он обеспечил положительную динамику производителю, потребление препарата за год увеличилось на 149,1%. Также в портфеле компании безрецептурные «Римантадин» для профилактики и лечения гриппа А у взрослых и детей старше семи лет; «Флогардин» для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ, при герпетической инфекции. Все три препарата выпускаются в форме таблеток.
За четыре года номенклатурный ряд противовирусных средств компании «Озон» (+21,3%) увеличился в два раза: с шести брендов в 2019 году до 12 брендов в 2023 году. 85,6% продаж приходится на три ведущих бренда фирмы: «Римантадин» для лечения и профилактики гриппа А; «Умифеновир» для профилактики и лечения гриппа А и В, других ОРВИ, в комплексной терапии острых кишечных инфекций ротавирусной этиологии и рецидивирующей герпетической инфекции; «Тилорам» для профилактики и лечения гриппа и других ОРВИ, лечения герпетической инфекции.