Россияне в 2023 году предпочитали отечественные сердечно-сосудистые препараты
Сегмент сердечно-сосудистых препаратов* в рознице по итогам 2023 года вырос на 8% в рублях и на 2% в упаковках. Это показатели лучше общих аптечных продаж лекарств, которые увеличились на 7% в стоимостном выражении и снизились на 1,4% в натуральном. При этом отечественные сердечно-сосудистые лекарства выросли на 21% в рублях и на 10% в упаковках.
Динамика аптечных продаж сердечно-сосудистых препаратов в 2022-м и 2023 году различается. Если в 2023 году был рост и в рублях, и в упаковках, то в 2022 году продажи выросли на 13% в деньгах и снизились на 1% в натуральном выражении, подсчитал «ФВ» по данным AlphaRM. Отчасти это связано с увеличением доли более дешевых отечественных лекарств.
Как изменился рынок
По итогам 2023 года аптеки продали 612,4 млн упаковок сердечно-сосудистых лекарств на 173,1 млрд руб. В 2022 году продано 598,6 млн упаковок на 159,5 млрд руб. На протяжении последних трех лет рынок сердечно-сосудистых препаратов рос в деньгах и практически не менялся в упаковках.
Отчасти такая динамика связана в первую очередь с инфляционным ростом. В 2023 году средневзвешенная стоимость упаковки составила 282,6 руб. По сравнению с 2022 годом это больше на 6%. В 2022 году по сравнению с 2021-м цены выросли на 14%. Возможно, в 2023 году в сегменте начался рост в натуральном выражении. И произошел он благодаря более высокому спросу на недорогие отечественные препараты.
Средняя цена упаковки импортного препарата в 2023 году была 407,2 руб., а отечественного — 238,4 руб. При этом средняя стоимость российских препаратов растет быстрее, в прошлом году она увеличилась на 10%, у иностранных лекарств — на 5%. Это отчасти связано с локализацией, когда более дорогие импортные препараты начинают выпускать в России в стадии готовой лекарственной формы. Кроме того, российские компании также расширяют свои портфели современными дженериками, стоимость которых выше, чем у так называемых традиционных давно известных препаратов. За счет активного развития российской фармы доля отечественных препаратов в сегменте сердечно-сосудистых препаратов за последние два года выросла. Если в 2021 году она была чуть больше 52%, то в 2023-м — почти 60%.
Какие лекарства пользуются спросом
В 2023 году покупатели больше всего потратили на лекарства из группы ангиотензинпревращающего фермента (АПФ) — 75,1 млрд руб., на втором месте лекарства из группы липид-регулирующие/анти-атеромы — 25,3 млрд руб., на третьем — бета-адреноблокаторы — 21,6 млрд руб.
Наибольшая динамика у липид-регулирующих препаратов, к которым относятся, например, статины, препараты с содержанием жирных кислот Омега-3 и др., их продажи увеличились на 12%, на втором месте диуретики с 11%, третье место заняли ингибиторы АПФ с динамикой 10%.
На первом месте по объему продаж в рублях оказалось МНН бисопролол (12,4 млрд руб.), вторую строку занимает розувастатин (11,1 млрд руб.), третью — аторвастатин (8,3 млрд руб.). В упаковках лидирует также бисопролол (73,7 млн упак.), в тройку также вошли индапамид (47,9 млн упак.) и эналаприл (41,6 млн упак.).
Лидирующие компании
В 2023 году на рынке продавались сердечно-сосудистые препараты 154 корпораций. Лидер рынка KRKA, которая как импортирует, так и производит лекарства в России. Компания занимает 14,2% рынка в стоимостном эквиваленте. На втором и третьем местах компании, которые также и импортируют лекарства, и производят лекарства в России. Вторую строку занимает Servier, третью — Stada. Замыкают пятерку российские компании — «Вертекс» и «Озон».
Всего в первой десятке четыре российские компании — на восьмом месте «Северная звезда», на десятом — «Акрихин». В 2021 году был только «Озон».
Отечественные производители в сегменте растут быстрее по сравнению с иностранными. В 2023 году продажи российских сердечно-сосудистых препаратов выросли на 21% в рублях и на 10% в упаковках. У импортных лекарств снижение на 4% в рублях и на 9% в упаковках.
Первая десятка быстрорастущих компаний состоит в основном из российских корпораций. Лидирует по этому параметру компания «ПФК Обновление», выпускающая препараты под брендом Renewal, с приростом продаж в рублях на 86%. «Обновление» также обошло других производителей по потреблению лекарств в натуральном выражении — увеличение на 68%.
На втором месте по динамике «Медисорб» с динамикой продаж 69% в деньгах и 22% в упаковках, на третьем — «Брайт Вэй Груп» с приростом 49% и 34% соответственно.
* В обзоре анализировались терапевтические группы по АТС: С — препараты для лечения сердечно-сосудистой системы, и по EphMRA: C1 — препараты для лечения заболеваний сердца, C2 — гипотензивные препараты, C3 — диуретики, C4 — периферические вазодилататоры, C6 — прочие сердечно-сосудистые препараты, C 7 — бeтa-адреноблокаторы, C8 — блокаторы кальциевых каналов, C9 — ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (апф), C10 — липид-регулирующие/анти-атеромы препараты, C11 — сердечно-сосудистые комбинации препаратов для мультитерапии.