Александр Опарин: «Среди производителей БАД нужно провести грань: черные и белые, добросовестные и недобросовестные»

На площадке 28 международной выставки ингредиентов, сырья и оборудования для их производства Global Ingredients Show 17 апреля 2025 года состоялась партнерская сессия «Индустрия БАД в России: курс на качество и безопасность». В ходе мероприятия спикеры – представители регуляторов, аналитических-компаний, производителей добавок а также фармсообщества – при модерации директора по развитию Союза производителей БАД к пище Ивана Дындикова обсудили последние изменения в отраслевых нормативных правовых документах, актуальные показатели, существующие проблемы и векторы развития рынка.

Исполнительный директор РААС Александр Опарин в своем выступлении подчеркнул, что сейчас БАД пользуются популярностью у потребителей – в ответ на это рынок формирует предложение. Тем не менее, по мнению представителя ассоциации, в этой отрасли требуется «многостороннее регулирование». Во-первых, «среди производителей БАД нужно провести грань: черные и белые, добросовестные и недобросовестные», считает Опарин. «Где может быть произведено лекарственное средство? На площадке, у которой есть сертификат GMP, которая соответствует требованиям, которая проходит регулярный контроль. Где может быть произведен БАД? В гараже, может? Может, и существуют такие случаи», – пояснил спикер. Разграничение производителей на тех, кто соответствует определенным требованиям, и тех, кто их игнорирует, выступает, по мнению представителя РААС, первым путем развития отраслевой регуляторики. Второй путь: сделать предметом контроля перечень документов производителей БАД при их выходе на рынок.

Руководитель комитета по техническому регулированию Союза производителей БАД к пище Дмитрий Миклин считает, что сейчас индустрия добавок находится «в некоей зоне риска». По его мнению, система регулирования категории БАД развита достаточно, однако в отрасли все же наблюдается волна нарушений, «в первую очередь связанных с маркетплейсами». «Чтобы поставить БАД на полку в аптечную сеть, нужно несколько месяцев минимум. Чтобы предоставить продукт для реализации в маркетплейс – пару дней», – обращает внимание эксперт. Однако главный недостаток вывода добавок на e-commerce платформы – «необязанность позиционировать свой продукт как БАД», утверждает Миклин. Для исправления нынешнего положения он считает необходимым изменить позицию маркетплейсов: «Они не видят себя ответственными за то, что происходит на их площадке. Они говорят: «Мы всего лишь информационный посредник».

Александр Опарин также обратил внимание на проблематику и указал, что потребителю неважно, в какой категории товаров находится товар. Докладчик считает, что бороться нужно именно «с логикой маркетплейсов» и ратовать за правильную классификацию при выводе товара. «Сейчас же мы все являемся бесплатными подразделениями маркетплейсов по отлову карточек с запрещенной продукцией», – заключил эксперт. 

«Необходимость постройки такого «забора» существует не только для маркетплейсов, а для всего неаптечного e-com», – подытожил дискуссию модератор сессии Иван Дындиков. По его мнению, целая отрасль несет репутационные издержки, когда товары, не зарегистрированные как БАД, но фигурирующие в СМИ с таким обозначением, причиняют вред здоровью потребителей.

Генеральный директор производителя БАД «Жизнивек» Карина Буланова, резюмируя свой опыт мониторинга контрактных производств добавок, заметила, что часто предприятия, ведущие такую деятельность, презентуют свои площадки, как имеющие GMP. Тем не менее этот статус пересекается с одноименным сертификатом, действующим в российской фармотрасли, исключительно наименованием. «Есть определенный документ: для того, чтобы производству выйти на рынок европейский или стран СНГ, ему необходимо получить разрешение, которое также называется GMP, который никакого отношения к России не имеет», – пояснила Буланова. Однако отечественное законодательство на данный момент не предусматривает запрета выноса этого обозначения на упаковку. По мнению эксперта, такой нюанс может ввести потребителя, знакомого с отечественной системой сертификации, в заблуждение.

В правом поле, как заключил Иван Дындиков, отрасль возлагает большие надежды на рассматриваемый в Госдуме законопроект, позволяющий врачам назначать пациентам БАД, особенно в части внесудебной блокировки сайтов, реализующих запрещенную продукцию. «Сегодня уже сформирована правоприменительная практика в отрасли лекарственных средств, где порядка 90 тысяч ссылок в год Росздравнадзор блокирует из-за нарушений», – пояснил Дындиков.

Прокрутить вверх