RNC Pharma: спрос на антибактериальные препараты в РФ падает третий год

Российский рынок системных антибактериальных препаратов демонстрирует противоречивую динамику: рост денежных показателей при сокращении физического потребления. По данным аналитической компании RNC Pharma, за январь — май 2025 года розничные продажи антибиотиков достигли 19,4 млрд рублей, что на 12,5% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Однако в натуральном выражении рост составил всего 1,1% (75,8 млн упаковок), а в минимальных единицах дозирования (МЕД) зафиксировано снижение на 0,6% (541,6 млн единиц).

Эта тенденция наблюдается уже третий год подряд: в 2024 году потребление в МЕД сократилось на 0,2%, в 2023 году — на 2,6%. При этом на фоне снижения физических объемов денежный оборот продолжает расти: в 2024 году прирост составил 11% при общем объеме продаж 41,1 млрд рублей.

Среди терапевтических групп наиболее значительный рост показали пенициллины широкого спектра (+17,8% в рублях) и тетрациклины (+14,3%). Снижение продаж аналитики зафиксировали у препаратов триметоприма (-1%). При этом наибольшее снижение продаж наблюдается у препарата «Бисептол», который теряет позиции из-за активной конкуренции с прямыми аналогами. Отрицательную динамику (-0,1%) демонстрирует также группа амфениколов, представленная на рынке исключительно различными формами левомицетина, который выпускают около 20 фармпроизводителей.

Абсолютным лидером продаж стал «Амоксиклав» от Sandoz с долей 16,1% в группе и ростом на 67%. «Аугментин» от GlaxoSmithKline показал увеличение на 57%, а «Супракс» от Cheplapharm — на 70%. Специалисты подчеркнули, что все три препарата в 2020–2023 годах сталкивались с перебоями поставок из-за дефицита сырья.

Также аналитики отметили высокие темпы роста препаратов кларитромицина. Продажи оригинального «Клацида» (компания Abbott) выросли на 62%, в то время как его дженерики прибавили 24%.

Прокрутить вверх