Противотревожные препараты продолжают пользоваться спросом у россиян
В первом полугодии 2025 года россияне приобрели более 9,3 млн упаковок противотревожных препаратов на сумму 4,6 млрд рублей. Рынок анксиолитиков показал рост на 16,9% в денежном и на 9,8% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как отметили аналитики компании RNC Pharma, в 2024 году рынок демонстрировал сопоставимую динамику: +17,3% в рублях и +5,2% в упаковках.
При этом треть рынка (32,8%) противотревожных препаратов формируют четыре региона: Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Рынок в этих регионах продолжает расти: динамика составляет 7–9% в упаковках и 13–18% в денежном выражении. Меньше всего анксиолитиков используют в Ненецком автономном округе, Республике Тува и Чукотском АО, суммарно за период в этих регионах было продано всего 5900 упаковок.
Аналитики выявили 31 торговую марку от 26 производителей. Безусловным лидером остается российский препарат «Афобазол» от российской фармкомпании «Отисифарм», занимающий 45% рынка как в денежном, так и в натуральном выражении. Однако его рост (+12%) оказался ниже среднего по группе.
На втором месте оказался препарат «Грандаксин» от венгерской компании Egis (входит во французскую Servier Group), за год нарастивший продажи на 18%. Замкнул тройку лидеров «Адаптол» (латвийская Olainfarm). При этом препарат наряду с «Феназепамом» от российского производителя «Валента» отличается минимальной рублевой динамикой. Физический объем потребления этих продуктов снизился на 10 и 11% соответственно.
Максимальную динамику показал «Стрезам» от французской Biocodex: за год рублевый объем продаж препарата вырос на 54%.
В топ-10 анксиолитиков также попали «Атаракс» («ЮСБ Фарма»), «Алпразолам» («Органика»), «Селанк» («Пептоген»), «Тофизопам» («Биннофарм» + две компании) и «Спитомин» («Сервье»).
Спрос на антидепрессанты начал расти еще с марта 2022-го. Так, в первые дни марта того года продажи таких лекарств составили 577,6 тысячи упаковок на сумму 525,6 млн рублей. Этот показатель оказался в три раза выше в количественном выражении и вчетверо — в денежном по сравнению с предыдущим годом.