Подготовлен проект типовой программы ДПО по клинической фармакологии
Минздрав России представил проект типовой дополнительной профессиональной программы профпереподготовки по специальности «клиническая фармакология». Срок ее освоения, согласно документу, составит 648 академических часов, форма обучения будет очной с возможностью частичного использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В проекте указаны компетенции специалиста, учебный план, образовательные модули, форма аттестации и квалификации преподавателей, также зафиксированы требования к материально-техническому обеспечению и финансовым условиям реализации программы. Если документ утвердят, он вступит в силу 1 марта 2026 года.
Согласно новелле, будущий фармаколог должен уметь консультировать врачей-специалистов и (или) пациентов по вопросам выбора и применения препаратов, в том числе на основании результатов фармакогенетического тестирования и (или) терапевтического лекарственного мониторинга. Помимо этого, специалист должен уметь осуществлять мониторинг эффективности и безопасности лекарств, противомикробной резистентности. После прохождения программы обучающийся сможет проводить фармакоэпидемиологический и фармакоэкономический анализы, осуществлять работу по лекобеспечению медорганизации, анализировать медико-статистическую информацию и организовывать деятельность медперсонала.
В учебном плане предусмотрено четыре модуля: общие вопросы клинической фармакологии, частная клиническая фармакология, практика и оказание медпомощи в экстренной форме. В конце каждого модуля предусмотрена промежуточная аттестация.
Модуль 1 «Общие вопросы клинической фармакологии» рассчитан на 108 часов: лекции – 40 часов, семинары – 66 часов, практическая подготовка – 62 часа, дистанционные занятия – 4 часа, аттестация – 2 часа. Второй модуль «Частная клиническая фармакология» предусматривает 216 часов: лекции – 90 часов, семинары – 124 часа, практическая подготовка – 124 часа, аттестация – 2 часа. Третий практический модуль включает 288 часов, из них 286 часов предусмотрены для практики и 2 часа – для аттестации. Модуль 4 «Оказание медицинской помощи в экстренной форме» рассчитан на 30 часов, из них лекции – 2 часа, семинары – 26 часов, аттестация – 2 часа. Календарный учебный график учреждения должны разрабатывать самостоятельно.
Форму промежуточной аттестации каждая организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана определять самостоятельно. По первым двум модулям она должна включать в себя решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных и клинических условиях. В третьем модуле в аттестацию входит оценка отчета о прохождении практики, в котором будут указаны умения студента и количество случаев применения каждого умения, выполнение манипуляций. В модуле 4 промежуточная аттестация включает решение тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацию умений в симулированных условиях. Критерии оценивания успешного прохождения промежуточной аттестации будут устанавливаться учреждением.
В конце программы состоится итоговая аттестация, рассчитанная на 6 часов. К ней будут допущены обучающиеся, успешно прошедшие промежуточные этапы аттестации. Итоговая аттестация будет проводиться в форме экзамена с решением тестовых заданий, ситуационных задач, демонстрацией умений в симулированных и клинических условиях. В результате успешного прохождения итоговой аттестации студенту будет выдан диплом о профессиональной переподготовке.
В проекте предлагаются также оценочные материалы и примеры тестового задания, ситуационной задачи и организационно-педагогические условия реализации образовательной программы. Программу реализуют работники учреждения и (или) привлекаемые специалисты на иных условиях. Квалификация работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна отвечать характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном в 2011 году.
Лекции должны проводиться преподавателями со степенью кандидата или доктора медицинских наук и с ежегодными публикациями в рецензируемых научных журналах за последние пять лет. При этом лекции первых двух модулей будут проводить те преподаватели, у кого есть аккредитация по специальности «клиническая фармакология». Они должны иметь стаж не менее пяти лет. В третьем модуле лекций не предусмотрено. В модуле 4 их будут проводить преподаватели, у которых есть аккредитация и стаж не менее трех лет по одной из специальностей: «анестезиология-реаниматология», «скорая медицинская помощь».
Не менее 70% всех семинаров должны проводить преподаватели с ученой степенью кандидата или доктора медицинских наук. В четвертом модуле они проводятся в группе в количестве не более десяти человек преподавателями с аккредитацией по «анестезиологии-реаниматологии» или «скорой медицинской помощи» со стажем не менее трех лет. Семинары первых двух модулей проводятся в группе, состоящей из не более десяти человек, преподавателями с аккредитацией по специальности «клиническая фармакология» и со стажем не менее пяти лет. Третий модуль проводится в группе из не более пяти человек преподавателями с аккредитацией по «клинической фармакологии» со стажем не менее пяти лет.
Проектом установлены требования к материально-техническому обеспечению реализации образовательной программы. Так, в учебной аудитории должно быть предусмотрено не менее 2,5 кв. м на одного студента, в помещении необходимо установить видеопроекционную аппаратуру с доступом в интернет. Необходимо наличие тренажеров (симуляторов, манекенов, моделей), комплекта лицензионного и (или) свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства. Помимо прочего, прописаны требования к базам практической подготовки.
Корректировки в № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», регламентирующие право Минздрава утверждать типовые программы ДПО для образовательных организаций (в том числе медфакультетов в непрофильных вузах и частных учебных заведениях), были утверждены в конце февраля 2025 года. Тогда же президент Владимир Путин установил запрет на дистанционное обучение при получении мед- и фармобразования. Ранее образовательные программы для ДПО основывались лишь на примерных программах, которые не имели четких требований.
Первую типовую программу ДПО – по специальности «акушерство и гинекология» – Минздрав представил в виде проекта приказа в сентябре 2025 года. В октябре 2025 года был опубликован проект типовой программы ДПО по специальности «сестринское дело».