На главную страницу Написать нам Добавить сайт в избранное
На главную страницу
На главную страницу
рус eng
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
НОВОСТИ
ПРЕСС-ЦЕНТР
КОНСУЛЬТАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОПРОСЫ
РЕЙТИНГИ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ
найти

Фармрынок завершил 2011 год с худшими показателями роста за 10 лет

Эксперты констатируют:  наш еще недавно сказочно растущий фармацевтический рынок, прибавивший в 2008 году более 35%, а в 2009 более 30%, затормозился. Российский фармацевтический бизнес, который еще год назад выглядел жизнеспособным и привлекательным для инвесторов, по общему мнению аналитиков низведен до состояния чемодана без ручки. Вложено много, из дела выйти можно только с большими убытками. Рост продаж медикаментов заметнее всего замедлился в коммерческом сегменте, что говорит о низкой платежеспособности россиян.

 

Финансовые итоги года представителямфармацевтического производства, оптовой и розничной торговли еще только предстоит подвести. Но два основных счетчика фармрынка – DSM Group и ЦМИ «Фармэксперт» — уже сделали предварительные расчеты по данным за первые 11 месяцев 2011 года. И уже не вызывает сомнений, что год был самым неудачным для отрасли за последние 10 лет, включая кризис 2008—2009 годов. ‘В результате введения регулирования цен на жизненно необходимые лекарственные препараты и изменений правил налогообложения, которые коснулись многих работавших ранее по ‘упрощенке’ участников фармрынка, издержки компаний значительно возросли’, — пояснил ‘МН’ генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. По словам эксперта, изменения в администрировании сильнее всего ударили по аптекам, где рентабельность упала до 1-2% (в зависимости от того, арендованы торговые площади или находятся в собственности) против 4-5% в 2009 году. Уменьшилась привлекательность и оптовой торговли аптечными товарами: по словам Шуляка, ‘сейчас рентабельность в этом сегменте не превышает 0,5%, хотя еще год назад по самым пессимистическим оценкам была 3%’.

 

Генеральный директор ЦМИ ‘Фармэксперт’ Николай Демидов согласен с выводами коллеги: ’2011 год никто в актив не занесет’. По его мнению, система регулирования — а местами и ‘зарегулирования’ — фармацевтического рынка ударила и по производителям так называемых брэндированных дженериков. То есть по тем компаниям, которые производят препараты, вышедшие из-под патентной защиты, но по тем же технологиям, что и оригинальные. В итоге получается дешевле не в ущерб качеству. ‘Большинство из них не попали в госзакупки, так как оказались дороже небрэндированных дженериков. Теперь им придется снижать цены или просто уходить с рынка’, — рассказал ‘МН’ Демидов.

 

Общий рост рынка в 2011 году Сергей Шуляк оценивает в 14% в рублевом эквиваленте цен конечного потребителя, из которых 7-8% — это инфляционная составляющая. Николай Демидов, не подводя окончательных итогов, допускает, что он был и ниже — от 8%. В таком случае инфляция его полностью поглотила. ‘Если говорить не о денежном эквиваленте, а о том, сколько лекарств получили наши граждане в этом году, то роста действительно фактически нет, — говорит Шуляк. — Количество упаковок проданных во всех сегментах рынка за первые 11 месяцев 2011 года всего на 0,7% больше, чем за тот же период прошлого года’.

 

Общий объем рынка лекарств и сопутствующих аптечных товаров в 2011 году, по предварительным данным DSM Group, составил примерно 750 млрд. рублей. Из них более 461 млрд. приходится на медикаменты, которые покупались россиянами за собственный счет, 136 млрд. — на парафармацевтику и 149 млрд. — на госпитальные закупки и программы льготного лекарственного обеспечения всех уровней.

 

Эксперты констатируют: наш еще недавно сказочно растущий фармацевтический рынок, прибавивший в 2008 году более 35%, а в 2009 более 30%, затормозился. Как и увеличение потребления медикаментов, уровень которого в России в несколько раз меньше, чем в экономически развитых странах. Вместе эти два фактора делают нашу страну совершенно неинтересным местом для инвесторов ‘большой фармы’.

 

‘На Западе рынок давно сформирован и растет на 2-3% в год. Мы впервые приблизились к столь низкой отметке, роста и это выбивает Россию из числа перспективных и быстро развивающихся рынков. А учитывая сложности с регистрацией препаратов, с которыми в течении года столкнулись многие производители, шансов оставаться достойными конкурентами еще меньше’, — отмечает Николай Демидов. ‘Если бизнес и не уходит из этого дела, так только потому, что его некому продать, сейчас фармацевтика стоит очень мало’, — считает Сергей Шуляк.

 

Но во всем есть и положительные стороны. По крайней мере, в краткосрочной перспективе российские пациенты могут не опасаться резкого подорожания медикаментов — ни тех, что по льготным рецептам, ни тех, что в открытой продаже. По данным экспертов, из-за колебаний курсов валют в 2011 году цены на регулируемые государством жизненно необходимые лекарственные препараты увеличились всего на 2%. Коммерческий сегмент не на много его обогнал — всего 7%. В 2012 году эта тенденция сохранится, уверены аналитики.

 

архив пресс-центра

Наш телефон
(495) 797-90-36 inforaas@mail.ru

Являемся членами ТПП РФ Платиновая унция

Об ассоциации / Участники / Проекты / Документы / Наш клуб / Как стать участником / Инспекторат

Copyright 2005 “РААС”. Все права защищены

Сайт разработан
www.PROREKLAMY.ru