На главную страницу Написать нам Добавить сайт в избранное
На главную страницу
На главную страницу
рус eng
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ
НОВОСТИ
ПРЕСС-ЦЕНТР
КОНСУЛЬТАЦИИ
КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ
ОПРОСЫ
РЕЙТИНГИ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ВАШЕ МНЕНИЕ
найти

Сергей Шестаков: «Мы сформулировали принципы интернет-торговли лекарствами, исполнимые для любого участника рынка»

В конце июля представители фармсообщества направили в Минздрав проект приказа по регулированию торговли лекарствами через Интернет. По мнению разработчиков, среди которых компания DSTech, Российская ассоциация аптечных сетей (РААС),  Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), документ поможет ввести в правовое русло теневую интернет-торговлю лекарствами и откроет новый канал сбыта для аптечных организаций. О том, как проходило и чем завершилось экспертное обсуждение проекта, обозревателю «ФВ» Анне Курской рассказал член совета директоров, партнер компании AllinOne, основателя и основного владельца DSTech, Сергей Шестаков.

— Документ около года проходил обсуждение в профессиональных кругах. Какие изменения в нем появились за это время? Можно ли считать, что в нынешней версии он устраивает большинство участников рынка?

— Мы обсуждали проект приказа долго и многократно на многих площадках, начиная с акционеров нашей компании – крупнейших аптечных сетей. Мы также его согласовывали с Федеральной Антимонопольной службой, с Министерством здравоохранения и с Российской ассоциацией электронных коммуникаций, которая представляет участников рынка электронной коммерции. Наконец, мы провели согласование проекта документа со средними и мелкими игроками рынка, которые сотрудничают с РААС и с компанией «КАТРЕН».

Мы считаем, что за год мы получили максимально возможный срез мнений участников рынка, крупных и мелких, столичных и региональных.

— По-видимому, разработчики получили немало замечаний от представителей фармбизнеса?

— Да, мы учли множество замечаний, которые можно разделить по смыслу на три крупные группы.

Первая группа касалась правил организации электронной коммерции в сфере фармацевтики, ее стандартов и принципов. Мелкие и средние игроки рынка опасались, что правила будут осуществимы и реализуемы только для крупных игроков рынка, и это приведет к усилению конкуренции на этом рынке и к выдавливанию с него мелких и средних игроков, особенно региональных. Поэтому мы потратили достаточно много времени на то, чтобы сформулировать принципы организации электронной коммерции так, чтобы они были теоретически исполнимы практически для любого участника рынка, который хотел бы в этом участвовать.

Вторая группа замечаний была посвящена прозрачности механизма электронной коммерции с точки зрения качества и стандартов работы, возможности отсутствия контрафакта и обмена данными между всеми участниками, для того чтобы исключить любое нелегитимное и противозаконное действие одних участников рынка по отношению к другим.

— По этому поводу эксперты высказывали немало сомнений…

— Действительно, все участники обсуждения высказывали опасение того, что если какая-нибудь «псевдоаптека», получившая аптечную лицензию, выкинет на рынок большое количество контрафакта по низким ценам, это может очень сильно ударить по рынку и по репутации этого канала продаж.

Многие производители выступали за то, чтобы в документе был бы прописан механизм отслеживания контрафактной продукции, блокировки нелегитимных участников, чтобы этот механизм был достаточно четко прописанным и серьезным, и позволял эффективно бороться с незаконными действиями. Понятно, что этот рынок «условно обезличенный», и со стороны очень трудно определить, кто из его участников является нормальной аптечной организацией, а кто – «псевдоаптекой», которая пытается сбыть партию контрафакта.

— Вы сказали, что была и третья группа замечаний…

— Она была связана с отношением к электронной торговле со стороны государства. Необходимо было прописать и определить устраивающие государство правила для всех видов лекарственного обслуживания населения через интернет: по рецептурным препаратам, по препаратам количественного учета, по препаратам спецучета и так далее.

Логика Минздрава и государственных органов была такова: «Если мы уж разрешаем этот механизм продаж, то пусть он дает аптечным учреждениям возможность реализовывать все виды их деятельности, которые предусмотрены законодательством». Минздрав и государственные органы ожидают от нового канала продаж осуществления социальной функции. Интернет-торговля будет предоставлять дополнительные возможности получать лекарства жителям труднодоступных регионов или тех мест, где есть ограничения по лекарственному ассортименту. Таким образом, будет происходить естественное перераспределение товаров из одного региона в другой. Это расширит возможности населения по получению одинакового уровня лекарственного обеспечения.

— По-видимому, Вам пришлось проделать очень большую работу?

— Мы получили более 300 различных комментариев и замечаний, и они были все подробно изучены и сведены в общие таблицы. В рамках нашей рабочей группы работала специально сформированная подгруппа юристов, куда входили специалисты не только из аптечных учреждений, но и из ФАС и Ассоциации электронных коммуникаций.

Около 85% замечаний были учтены. От каких-то вещей пришлось отказаться. Например, мы поняли, что по этому каналу продаж невозможно реализовывать препараты типа наркотических, которые относятся к специальному учету, потому что на данный момент не существует никаких механизмов, позволяющих осуществлять необходимый контроль.

Также из проекта документа были исключены косвенно относящиеся к нему вещи, связанные с регулированием и лицензированием перевозки ЛП.

Определение способов, каким образом эта деятельность будет осуществляться, будет отнесено на усмотрение самих участников рынка. Естественно, соответствующие органы со стороны здравоохранения будут иметь возможность это контролировать.

Мы не ставили задачи в одном документе решить абсолютно все проблемы, которые накопились у нас в аптечной рознице. Поэтому на последнем круглом столе, который проводился с участием РААС, мы решили, что документ готов к передаче в Минздрав. Сейчас началась работа по его доработке и изданию уже в виде нормативного документа со стороны Минздрава.

— В какой срок вы ожидаете утверждение этого документа?

— Это вопрос к Минздраву. Но, учитывая степень проработки документа, учитывая, что у нас с прошлого года было несколько контактов с Минздравом и с ФАС по согласованию всех позиций, и последнее обсуждение на совместной группе Открытого Правительства и Минздрава показало, что документ по их оценке находится в очень высокой степени готовности к реализации, мы рассчитываем на то, что все-таки это произойдет в текущем году.

Было бы разумно принять документ перед началом высокого фармацевтического сезона, потому что в этот период, в октябре-декабре, фиксируется большой рост продаж контрафакта. Кроме того, этот документ не вводит каких-то трудновыполнимых требований для аптек, и его внедрение не требует серьезной подготовительной работы. Поэтому мы рассчитываем, что приказ будет принят в ближайшие два-три месяца.


Автор: Анна Курская, «Фармацевтический вестник»


08.08.2014

архив пресс-центра

Наш телефон
(495) 797-90-36 inforaas@mail.ru

Являемся членами ТПП РФ Платиновая унция

Об ассоциации / Участники / Проекты / Документы / Наш клуб / Как стать участником / Инспекторат

Copyright 2005 “РААС”. Все права защищены

Сайт разработан
www.PROREKLAMY.ru